Шипы и розы

17.08.2022

Шипы и розы

«Учительская газета» от 17 июля 1986 года

Солнце палило не по-уральски щедро. Перед входом в школьное тепличное хозяйство, удобно устроившись на любимом стульчике с низкими ножками, сидел Гомер Федорович Мирофоров и короткими глотками отпивал холодную воду из чайника. Из теплицы его выгнала нестерпимая даже для него, южного человека, жара.

Сегодня пришел раньше обычного – в половине пятого утра. Накануне сказали, что придут гости. И Гомер Федорович решил показать свое тепличное хозяйство во всей его буйно цветущей красе. Почистил рядки перед входом, куда недавно высадили нежные анютины глазки. Сметал надоедливый тополиный пух.

Он очень волновался. Наступила счастливая пора признания дела, которому он посвятил жизнь. Об этом говорят и участившиеся посещения. И популярность, которую получила среди садоводов города выращиваемая руками ребят рассада: с ней не может конкурировать продукция ни государственных, ни частных теплиц.

Да и сама реформа школы подтвердила: 8-я ирбитская, где Мирофоров был директором, все эти годы шла по верному пути в трудовом воспитании ребят. Вот лишь несколько цифр: в школьных теплицах площадью 2500 квадратных метров ученики 4-8-х классов выращивают ежегодно по пять тонн свежих огурцов, двадцать тысяч штук цветочной и сорок тысяч помидорной рассады. На специальный счет школы поступает до пяти тысяч рублей в год. На эти средства куплено два пианино, проигрыватели, оборудование для мастерских, для кабинета обслуживающего труда, киноаппараты, спортинвентарь. Фонд школьной библиотеки увеличился с двух до шестнадцати тысяч книг.

Сейчас, рассказывая об этом, трудно даже представить, чего они стоили самому Мирофорову. Путь, по которому он шел. Не был усыпан розами, а его трудовая книжка – благодарностями.

Семнадцать лет назад, приехав из Грузии в небольшой уральский городок Ирбит, новый директор сразу же посадил вокруг школы цветы. Понимая, что дома у городских ребят не так уж много нагрузки, Гомер Федорович решил приучать их к физическому труду на земле. И сразу убедился, как нелегко это будет сделать: на другой же день цветы были безжалостно втоптаны. Он посадил новые. Их постигла та же участь. Понадобилось два года, чтобы ребята и сами стали беречь цветы, ухаживать за ними.

Но для воспитания настоящим делом нужен был размах, необходимы были теплицы, в которых бы регулярно работали все ребята, а не единицы. И Гомер Федорович решил создавать свое тепличное хозяйство. Педагоги скептически отнеслись к такому решению: «Ребята все расколотят».

Но Гомер Федорович был уверен: если ребята построят теплицу своими руками, то и сами ее ломать не станут, и другим не позволят.

Как строил Мирофоров, где доставал средства, материалы, - сюжет для отдельного повествования. Много интересного и поучительного можно было бы рассказать, например, о походах Гомера Федоровича в горисполком, где на все просьбы о помощи получал отрицательный ответ. Как, призвав на помощь свою деловую хватку, смекалку, стал искать выход самостоятельно. А выход, если поискать, всегда можно найти. Цементные плиты для фундамента нашел на свалке, увидев. Как сносят старое кирпичное здание, добился разрешения, чтобы кирпич этот отдали школе; железо-металлические уголки-выпросил на заводе, где их списывали в металлолом. Позднее ребята собрали металлолом и вернули долг шефам.

За все эти годы Гомер Федорович ни разу не уходил в отпуск, не признавал выходных, только два свободных от работы дня было у него для себя – 1 мая и 7 ноября.

Да и ребята не уступали своему директору в преданности делу. Вручную только одного бетона уложили 250 кубометров да вынули земли 500. Каждый из пятидесяти тысяч кирпичей, тех самых, от старого здания, очистили и сложили из них прочные стены.

И вот в холодную уральскую непогодь зацвели в теплице алые розы. Казалось бы, никому не надо было доказывать, что это значило для уральского, не избалованного цветами города, для ребят. Тем более, что тогда же Мирофорова и на городское совещание пригласили – поделиться опытом трудового воспитания учащихся. Он горячо и взволнованно говорил о том. Как это прекрасно – приобщение ребят к земле, к труду, дающему радость телу и душе.

Но когда закончил Гомер Федорович свое выступление, услышал реплику председательствующего:

- Товарищ Мирофоров глубоко заблуждается. У нас город машиностроительный, и нам нужны кадры рабочих на заводе. А не тех, кто копается с цветами.

В этот день его на «скорой» увезли с инфарктом.Хочу такой сайт

И, наверное, так и не зарубцевался след от него в сердце Гомера Федоровича. Тем более, что не может быть спокойной, безоблачной жизни у человека, который умеет бороться за свои идеалы, отстаивать свое мнение, бескомпромиссно идти к своей цели. Не умеет только одно –бездумно выполнять любые указания. С таким человеком хлопотно работать. И вот три года назад, когда, не стерпев очередной обиды, Мирофоров подал заявление об уходе на пенсию, его просьбу мгновенно удовлетворили, забыв даже поблагодарить.

Правда, оставив пост директора, Гомер Федорович не оставил дело, которому посвятил жизнь. Только теперь его должность в штатном расписании звучит намного скромнее – сторож.

И хоть ответственности стало меньше, но по-прежнему с утра и до позднего вечера возится он с ребятами в теплице. Без отпусков и выходных. И хоть теперь в его руках директорского портфеля нет, его по-прежнему любят дети, не оставляют его одного ни на одну минуту: младшие то и дело подбегают, старшие здороваются еще издали. А закончив школу, пишут письма. Вот как Юра Куликов, курсант военного училища: «Ходили на строительство. Пришлось поднимать землю. Для некоторых это тяжкий труд, а для меня – нисколечко. Бетон, с которым мы имели дело на строительстве теплицы в школе, был потяжелее. Спасибо вам, Гомер Федорович, что научили не бояться физического труда».

Нужно ли тут доказывать, что за все годы существования школьных теплиц ни один камень, брошенный мальчишеской рукой, не упал на их крыши. Мирофоров и тут оказался прав. Разве могут поднять ребята руку на хозяйство, которое сами обустраивали, где не только получают трудовые навыки и знания, но и занимаются опытничеством, добиваются права стать участниками многих выставок, в том числе и ВДНХ. Словом, сама жизнь подвела итоги многолетней работы Мирофорова. К нему теперь едут учиться, его тепличное хозяйство демонстрируют высоким гостям. Родители стремятся своих детей устроить именно в 8-ю, знают, там приучат к труду на земле. Сменилось и городское руководство, не признававшее его педагогический опыт.

Так что дело, за которое Мирофоров сражался пятнадцать лет восторжествовало. Казалось, можно ставить оптимистическую точку.

И все-же, после посещения 8-й средней школы на душе остается горький осадок. Как быть с глубокой обидой, которую и по сей день носит в своем сердце Гомер Федорович? Почему понадобились годы, реформа школы, чтобы в его родном городе, наконец получило официальное признание дело, в пользе которого давно убедились все?

Да и можно ли сейчас быть спокойным за судьбу педагогического опыта
Г.Ф. Мирофорова? По-прежнему, как и пять, и пятнадцать лет назад, все движется здесь энтузиазмом одного человека. По-прежнему Гомер Федорович выполняет обязанности и учителя, и агронома, и электрика, и слесаря, и сторожа. Встает в два чса ночи зимой и идет включать калориферы – иначе погибнет результат огромного труда детей. А во время весенних заморозков в неотапливаемых теплицах дымом костров укрывает нежные всходы.

Гомеру Федоровичу необходимы помощники, необходимо тепло не только для 300 кв. метров теплиц, как это сделано сейчас, но и для всех 2500.

Но вместо этого и сейчас, стоит только Гомеру Федоровичу заболеть, слышится авторитетное мнение: школьные теплицы надо бы передать базовому предприятию. Будет тогда и штат помощников, и тепло, и средства, и материалы. Кстати, и самому Гомеру Федоровичу неоднократно предлагали перейти на работу в тепличное хозяйство мотоциклетного завода – там будет и проще, и не надо будет заботиться обо всем самому. Там обещали, что он без особых усилий сможет вырастить миллионы алых роз для родного города.

Значит, так и не поняли в Ирбите главного смысла деятельности Г.Ф. Мирофорова. Но, не только за миллион роз болит сердце учителя. В каждом своем ученике он хочет взрастить «привычку к труду благородную».

«Из кувшина можно вылить столько, сколько в него налито» - гласит восточная мудрость. Говоря о трудовом воспитании ребят, эти слова часто произносит Гомер Федорович. В них заложен глубокий смысл.

 

Л. Дорохова

(Соб. корр.)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.08.2022

Дата обновления: 17.08.2022

Дата публикации: 17.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».