Локальные нормативные акты,
регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
10.10.2023
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» - термин педагогический.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский
диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в создании специальных
условий для получения образовательной услуги: специальных программах;
специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных
пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального
пользования; услугах ассистента или тьютора и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями
речи; значительными нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития, умственной отсталостью, сложными дефектами,
расстройствами аутистического спектра и иными нарушениями.
Право на образование.
Государственные гарантии реализации права на
образование в Российской Федерации. В целях реализации права каждого человека
на образование федеральными государственными органами, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития
и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие
получению образования определенного уровня и определенной направленности, а
также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации
инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование -это обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
1. Содержание образования и условия организации обучения
и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном
законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,
создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для
глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
С
целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их
комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее -
обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию
им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и
воспитания на территории Городского округа «город Ирбит» Свердловской области работает
Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ирбитский
ЦППМСП).
Адрес
сайта: https://detiirbita.ru/
Сообщество
ВК: https://vk.com/detiirbita
20.09.2023
Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/
ОВЗ https://xn--b1akt.xn--p1ai/
Портал для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью https://ovz.edu.gov.ru/
Институт развития образования Свердловской области https://www.irro.ru/
СОЗИДАНИЕ социально ориентированные НКО Свердловской области https://xn--80aheffc8ad0a.xn--b1ag8a.xn--p1ai/
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» https://centerlado.ru/
13.11.2023
Категория детей с ОВЗ |
Вариант программы |
Количество обучающихся |
Начальное общее образование |
||
Задержка
психического развития |
7.1. |
11 |
10 |
||
Тяжелое
нарушение речи |
5.1. |
2 |
Нарушение
опорно-двигательного аппарата |
6.1. |
1 |
Расстройство
аутистического спектра |
8.2. |
1 |
Умственная
отсталость |
9.1. |
1 |
Всего |
26 |
|
Основное общее образование |
||
Основная программа | - | 1 |
Задержка психического развития |
7 |
15 |
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
6 |
2 |
Умственная отсталость |
9 |
5 |
Всего |
23 |
|
Среднее общее образование |
||
Ребёнок-инвалид (без заключения ПМПК) |
- |
1 |
Всего |
1 |
|
Итого 49 учеников из них 6 детей-инвалидов |