Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ

Локальные нормативные акты, регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

Положение о психолого-педагогическом консилиуме.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об оказании логопедической помощи.pdf (скачать) (посмотреть)
Координация семей с ОВЗ и специалистов службы сопровождения.pdf (скачать) (посмотреть)
Режим работы специалистов психолого-педагогического сопровождения в МАОУ "Школа № 8" на 2025-2026 учебный год .pdf (скачать) (посмотреть)

Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью

10.10.2023

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» - термин педагогический.

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в создании специальных условий для получения образовательной услуги: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента или тьютора и других условиях.

В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, умственной отсталостью, сложными дефектами, расстройствами аутистического спектра и иными нарушениями.

Право на образование.

Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование -это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

1.   Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания на территории Городского округа «город Ирбит» Свердловской области работает Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ирбитский ЦППМСП).

Адрес сайта: https://detiirbita.ru/

Сообщество ВК: https://vk.com/detiirbita

 

Информационные источники по организации инклюзивного образования

20.09.2023

Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/

Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/

ОВЗ https://xn--b1akt.xn--p1ai/

Портал для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью https://ovz.edu.gov.ru/

Институт развития образования Свердловской области https://www.irro.ru/

СОЗИДАНИЕ социально ориентированные НКО Свердловской области https://xn--80aheffc8ad0a.xn--b1ag8a.xn--p1ai/

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» https://centerlado.ru/

Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в 2025-2026 учебном году

13.11.2023

Категория детей с ОВЗ

Вариант программы

Количество обучающихся

Начальное общее образование

Задержка психического развития

7.1.

13

7.2.

9

Тяжелое нарушение речи

5.1.

2

Нарушение опорно-двигательного аппарата

6.1.

1

Расстройство аутистического спектра

8.2.

1

С интеллектуальными нарушениями

9.1.

4

9.2.

1

Из них дети-инвалиды

-

1

Всего

32

Основное общее образование

Основная программа

-

1

Задержка психического развития

7

30

С интеллектуальными нарушениями

9.1.

3

Из них дети-инвалиды

-

3

Всего

34Хочу такой сайт

Среднее общее образование

-

-

-

Всего

0

Итого 66 учеников с ограниченными возможностями здоровья на 26 сентября 2025 года

Сведения о ПМПК

01.09.2025

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

Цель работы комиссии: определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с нарушениями в развитии на основании достоверной комплексной диагностики.

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в Организациях (далее - обследуемый), в целях выявления у них особенностей физического и (или) психического развития и (или) отклонений в поведении,

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) определение рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

г) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых, работникам Организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;

д) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА);

Абзац девятый пункта 8 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 545н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный № 74506).

е) осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

ж) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.


Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ирбитский ЦППМСП)

 

КОНТАКТЫ

Номер телефона ПМПК: 8 (343 55) 6-35-38

Электронная почта: pmpk.irbit@yandex.ru

 

РЕЖИМ РАБОТЫ

Дни недели

Часы работы специалистов

Обследование

Консультации специалистов

Организационно--методическая деятельность

Понедельник

08.00-15.30

08.00-15.00

08.00-15.30 (согласно индивидуальной циклограмме)

08.00-15.30 (согласно индивидуальной циклограмме)

Вторник

08.00-15.30

08.00-15.00

08.00-15.30

(согласно индивидуальной циклограмме)

08.00-15.30

(согласно индивидуальной циклограмме)

Среда

08.00-16.00

 08.00-15.00

(выездные заседания

по запросу)

08.00-16.00 (согласно индивидуальной циклограмме)

08.00-16.00 (согласно индивидуальной циклограмме)

Четверг

08.00-16.00

08.00-15.00

08.00-16.00 (согласно индивидуальной циклограмме)

08.00-16.00 (согласно индивидуальной циклограмме)

Пятница

08.00-15.30

08.00-15.00

08.00-15.30

(согласно индивидуальной циклограмме)

08.00-15.30

(согласно индивидуальной циклограмме)

Перерыв 12.00-12.30

 

ПОРЯДОК ЗАПИСИ на ТПМПК

Запись по телефону 8 (34355) 6 35 38 осуществляется с 14.30 до 15.30 ч. 1 и 15 числа каждого месяца, если эти дни не выпадают на выходные и праздничные дни.

Срочное обследование ребенка в ТПМПК может быть организовано по отдельному запросу (вне очереди) только для следующих категорий несовершеннолетних, по согласованию с руководителем ТПМПК:

- дети-инвалиды и инвалиды до 23 лет, дети перед прохождением МСЭ при наличии соответствующих медицинских запросов,

- дети с девиантным (асоциальным) поведением при наличии постановления суда и направления КДНиЗП.

Дополнительную информацию по вопросам записи и прохождения ПМПК можно получить по телефону 8 (34355) 6-35-38 у секретаря, социального педагога Кардашиной Анны Сергеевны с 14.30 до 15.30 в рабочие дни. С 08.00 до 14.30 специалисты ПМПК проводят обследование.

Родители имеют право обратиться в любую ПМПК Свердловской области. Запись на подачу документов в любую ПМПК осуществляется 1 и 15 числа каждого месяца.

Предлагаем для ознакомления Контакты ЦПМПК и ТПМПК Свердловской области, он содержит всю контактную информацию о действующих комиссиях на территории Свердловской области.

Контакты ЦПМПК и ТПМПК Свердловской области .docx (скачать)
Перечень документов для представления на ПМПК.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».