Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ
Локальные нормативные акты,
регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью
10.10.2023
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» - термин педагогический.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский
диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в создании специальных
условий для получения образовательной услуги: специальных программах;
специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных
пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального
пользования; услугах ассистента или тьютора и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями
речи; значительными нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития, умственной отсталостью, сложными дефектами,
расстройствами аутистического спектра и иными нарушениями.
Право на образование.
Государственные гарантии реализации права на
образование в Российской Федерации. В целях реализации права каждого человека
на образование федеральными государственными органами, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития
и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие
получению образования определенного уровня и определенной направленности, а
также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации
инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование -это обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
1. Содержание образования и условия организации обучения
и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном
законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,
создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для
глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
С
целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их
комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее -
обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию
им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и
воспитания на территории Городского округа «город Ирбит» Свердловской области работает
Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ирбитский
ЦППМСП).
Адрес
сайта: https://detiirbita.ru/
Сообщество
ВК: https://vk.com/detiirbita
Информационные источники по организации инклюзивного образования
20.09.2023
Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
Реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/
ОВЗ https://xn--b1akt.xn--p1ai/
Портал для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью https://ovz.edu.gov.ru/
Институт развития образования Свердловской области https://www.irro.ru/
СОЗИДАНИЕ социально ориентированные НКО Свердловской области https://xn--80aheffc8ad0a.xn--b1ag8a.xn--p1ai/
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» https://centerlado.ru/
Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в 2025-2026 учебном году
13.11.2023
Категория детей с ОВЗ |
Вариант программы |
Количество обучающихся |
Начальное общее образование |
||
Задержка психического развития |
7.1. |
13 |
7.2. |
9 |
|
Тяжелое нарушение речи |
5.1. |
2 |
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
6.1. |
1 |
Расстройство аутистического спектра |
8.2. |
1 |
С интеллектуальными нарушениями |
9.1. |
4 |
9.2. |
1 |
|
Из них дети-инвалиды |
- |
1 |
Всего |
32 |
|
Основное общее образование |
||
Основная программа |
- |
1 |
Задержка психического развития |
7 |
30 |
С интеллектуальными нарушениями |
9.1. |
3 |
Из них дети-инвалиды |
- |
3 |
Всего |
||
Среднее общее образование |
||
- |
- |
- |
Всего |
0 |
|
Итого 66 учеников с ограниченными
возможностями здоровья на 26 сентября 2025 года |
Сведения о ПМПК
01.09.2025
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
Цель работы комиссии:
определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих
развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с
нарушениями в развитии на основании достоверной комплексной диагностики.
Основными
направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение
обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в Организациях (далее -
обследуемый), в целях выявления у них особенностей физического и (или)
психического развития и (или) отклонений в поведении,
б) подготовка
по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания
обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией
рекомендаций;
в) определение
рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
Пункт 1 статьи
5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
г) оказание
консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых,
работникам Организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание,
медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и
коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
д) оказание
федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке
индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее -
ИПРА);
Абзац девятый
пункта 8 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации
или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 545н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный № 74506).
е)
осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на
территории деятельности комиссии;
ж) участие в
организации информационно-просветительской работы с населением в области
предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Ирбитский
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ирбитский
ЦППМСП)
КОНТАКТЫ
Номер телефона ПМПК: 8 (343 55) 6-35-38
Электронная почта: pmpk.irbit@yandex.ru
РЕЖИМ РАБОТЫ
Дни недели |
Часы работы специалистов |
Обследование |
Консультации специалистов |
Организационно--методическая
деятельность |
Понедельник |
08.00-15.30 |
08.00-15.00 |
08.00-15.30 (согласно
индивидуальной циклограмме) |
08.00-15.30 (согласно
индивидуальной циклограмме) |
Вторник |
08.00-15.30 |
08.00-15.00 |
08.00-15.30 (согласно индивидуальной
циклограмме) |
08.00-15.30 (согласно индивидуальной
циклограмме) |
Среда |
08.00-16.00 |
08.00-15.00 (выездные заседания по запросу) |
08.00-16.00 (согласно
индивидуальной циклограмме) |
08.00-16.00 (согласно
индивидуальной циклограмме) |
Четверг |
08.00-16.00 |
08.00-15.00 |
08.00-16.00 (согласно
индивидуальной циклограмме) |
08.00-16.00 (согласно
индивидуальной циклограмме) |
Пятница |
08.00-15.30 |
08.00-15.00 |
08.00-15.30 (согласно индивидуальной
циклограмме) |
08.00-15.30 (согласно индивидуальной
циклограмме) |
Перерыв 12.00-12.30 |
ПОРЯДОК ЗАПИСИ на ТПМПК
Запись по телефону 8 (34355) 6 35 38
осуществляется с 14.30 до 15.30 ч. 1 и 15 числа каждого месяца, если эти дни не
выпадают на выходные и праздничные дни.
Срочное
обследование
ребенка в ТПМПК может быть организовано по отдельному запросу (вне очереди)
только для следующих категорий несовершеннолетних, по согласованию с руководителем
ТПМПК:
- дети-инвалиды и инвалиды до 23 лет,
дети перед прохождением МСЭ при наличии соответствующих медицинских запросов,
- дети с девиантным (асоциальным)
поведением при наличии постановления суда и направления КДНиЗП.
Дополнительную информацию по вопросам
записи и прохождения ПМПК можно получить по телефону 8 (34355) 6-35-38 у
секретаря, социального педагога Кардашиной Анны Сергеевны с 14.30 до 15.30 в
рабочие дни. С 08.00 до 14.30 специалисты ПМПК проводят обследование.
Родители имеют право обратиться в любую
ПМПК Свердловской области. Запись на подачу документов в любую ПМПК
осуществляется 1 и 15 числа каждого месяца.
Предлагаем для ознакомления Контакты
ЦПМПК и ТПМПК Свердловской области, он содержит всю контактную информацию о
действующих комиссиях на территории Свердловской области.