Воспитываем трудом. Раздумья педагога

29.07.2022

Воспитываем трудом. Раздумья педагога

Газета «Восход» от 4 ноября 1972 года. Автор: Г. Мирофоров, директор школы № 8

Трудовое воспитание школьников… Ему посвящены десятки статей, брошюр, о нем говорят видные деятели науки, крупные педагоги. Известно, что на каждом производстве в центре внимания всегда стоят вопросы производительности труда, добросовестного отношения к работе подростка и взрослого человека. На мой взгляд, одними беседами о труде, встречами с передовыми рабочими, ударниками коммунистического труда не создать подлинного трудового воспитания.

Школьная программа предусматривает два часа уроков труда в неделю. Посмотрим, сколько же времени в течение 365 дней ученик занят трудом. Если ограничиться программой – 70 часов. Много это или мало? Мало, очень!

И педагогический коллектив нашей школы направил свои усилия к тому, чтобы создать новые условия для труда учащихся. К ним мы относим свое тепличное хозяйство.

В климатических условиях Урала тепличное хозяйство – это драгоценность. Конечно, в условиях города оно могло дать значительно больше, будь включено в плановое строительство. В данном случае никого не приходится упрекать, а лишь благодарить людей за добрые слова в наш адрес.

Всем известна история строительства тепличного хозяйства, поэтому остановимся лучше на другом моменте: что же это дало школе?

На протяжении семи лет школьники участвуют в общественно-полезном труде. И нам не приходилось еще в конце учебного года ломать голову над тем, чем занять учащихся в период практики. Каждый ученик твердо знает свои задачи. Уместно напомнить, что труд может стать источником радости тогда. когда человек видит в нем нечто более значительное, чем получение средств для удовлетворения материальных потребностей. Мы добиваемся того, чтобы дети знали, что своим трудом они приносят пользу обществу, и вовлекаем ребят в работу, создающую всенародные богатства. Такой труд становится для учеников школой нравственной закалки. У того, кто в детстве и отрочестве близко принимает к сердцу общественные интересы, воспитывается чувство долга, чести. Совесть не позволит быть равнодушным, когда речь пойдет об общественных ценностях.

Только за последние пять лет общий доход от тепличного хозяйства составил примерно 10 тысяч рублей. Эта сумма израсходована на укрепление учебно-материальной базы, на расширение тепличного хозяйства. В 1967 году в школьной библиотеке не было ни одного экземпляра программной литературы, а сегодня книжный фонд библиотеки доведен до 9 тысяч экземпляров. Школа полностью обеспечена программной литературой. Приобретены киноаппараты, в десяти классных комнатах установлены полустеклянные шкафы. Богаче стал кабинет труда для начальных классов.

Во время строительства там, где можно было использовать технику, работы выполнялись вручную. И не случайно. Учителя истории говорят, как почти вручную восстанавливалось народное хозяйство после гражданской войны, как воздвигались заводы, фабрики, гидроэлектростанции. Казалось бы, невозможно подкрепить это практическим материалом. А мы считаем: можно и нужно. И чтобы не случилось так. Что в век технического прогресса человек до глубокой старости не почувствует веса бетона, мы предлагаем ученикам практическую работу на пришкольном строительстве. Не исключено, что в будущем кто-то из них будет обязательно строить или станет выращивать цветы, овощи. И. конечно вспомнит ученические годы, ему поможет опыт, который он накопил.

Высокий производственный смысл труда мы видим также и в том, что человек воплощает в материальные результаты свой разум, мастерство, бескорыстную влюбленность в дело, готовность передать свой опыт товарищам. Мы добиваемся того, чтобы, работая, ребенок переживал, чувствовал свое достоинство, гордился успехами. И не случайно многие выпускники в своих письмах интересуются делами нашего тепличного хозяйства.

В последнее время часто поднимается вопрос об экономическом образовании. Нужны эти знания и учащимся. Нужно, чтобы со школьной скамьи человек научился считать копейку. Именно копейку: общественную и свою.Хочу такой сайт

Круглогодичное тепличное хозяйство в нашей школе позволяет не откладывать на какое-то время года, месяца, недели выполнение трудового задания. Творческий характер трудовой деятельности раскрывается перед ребенком лишь тогда, когда он занят длительным трудом, требующим повседневной мысли, заботы.

Мы не допускаем, чтобы слова расходились с делом. Два года назад участники агитбригады «Факел» говорили: школа построит за год три теплицы. У многих это вызвало сомнения. Однако мы построили не три, а четыре теплицы за год. И когда сегодня говорим, что школа приобретет автобус, инструменты для духового оркестра, построит тир, это уже ни у кого сомнения не вызывает.

Сезонными работами мы считаем сбор металлолома, уборку картофеля в колхозе. За последние пять-шесть лет руками учащихся собрано около 200 тонн металлолома. Ежегодно в колхозе «Урал» ребята убирают 40 гектаров картофеля. Работают старательно, увлеченно, знают, что спасти урожай-это и их долг. Учителя заметили, что при этом у ребят великолепное настроение, прекрасный аппетит. Часто школьную столовую посещают представители общественного питания, санэпидстанции и обращают внимание на то, что ребята плохо кушают. Советуют проводить воспитательную работу. И мы проводим, но положение мало меняется: молоко не допивают, оставляют куски хлеба. А вот работая в колхозе, дети ели исключительно хорошо. На поле выезжало 160 человек, готовили на 200, хлеба подавали вдоволь, молоко пили поллитровыми банками. Свежий воздух, хорошая физическая разрядка делали свое дело.

Когда ребятам во Дворце культуры «Современник» во время пионерского сбора сказали, что колхоз «Урал» убрал урожай первым в районе, дети встретили это сообщение бурными аплодисментами. И как о многом говорит этот маленький пример: дети не безразличны к делам своих старших товарищей, они горды тем. Что приняли в них горячее участие. Придя на заводы, работая на полях колхозов и совхозов, ребята обязательно станут по-серьезному относиться к государственному добру.

У каждого человека на жизнь свои взгляды, свои думы, но все вместе мы стремимся к одному: построению коммунистического общества. И поэтому со школьной скамьи мы должны воспитывать в детях подлинно коммунистическое отношение к труду. Мы не спешим включать ребенка в оплачиваемый труд, отлично понимая, что это может развить корыстолюбие, стяжательство. Прежде, чем получить первую оплату за свой труд, человек должен приобрести значительный нравственный опыт безвозмездного труда, создающего материальные ценности для общества. Только тогда можно овладеть мастерством, когда труд осознается и переживается ребенком как моральное достоинство.

В дальнейшем мы будем строить работу в тепличном хозяйстве так, чтобы в основе лежал творческий замысел, осуществление которого стимулировало бы интеллектуальные силы ребенка, заставляло его думать, наблюдать, изучать явления природы.

Все эти мысли меня, как педагога, очень волнуют, заставляют много думать, переживать. Пока шло наше строительство, можно было слышать от определенной группы людей, что не школа у нас, а какой-то овощеводческий совхоз, что мы занимаемся коммерцией. Мне жалко этих людей: их высказывания глубоко ошибочны и ничего общего не имеют с педагогикой, с вопросами трудового воспитания. Вот что писал по этому поводу великолепный советский педагог Сухомлинский: «Труд в процессе обучения всегда имеет ярко выраженный познавательный характер. Цель труда считается достигнутой, если ученик хорошо знает, что кроме труда за партой, за книгой, познавательный характер имеют и опыты на школьном участке, лабораторные работы на местности, сбор гербарий, коллекций и др. Очень важно, чтобы во всех этих видах труда конечная цель не заключалась только в познании мира».

Опытнический труд наших учеников преследует двоякую цель: познать и создать. Познать закономерности природы и сделать хотя бы маленький уголок земли богаче, красивее.


Источник: Государственный архив в г. Ирбите

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.07.2022

Дата обновления: 09.09.2022

Дата публикации: 29.07.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».