РП Биология (углубленный уровень) 10-11 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 8»
(МАОУ СОШ № 8)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП СОО МАОУ СОШ №8 (утверждена
приказом №05/6-од от 02.09.2019)
Директор __________/Н.Н. Воложанина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Биология (углубленный уровень)
среднего общего образования (ФГОС СОО)
10-11 класс

Составители:
Арнаутова Наталья Владимировна,
учитель, с.з.д.

г. Ирбит
2019

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
В результате изучения предмета «Биология» на углубленном уровне у учащихся
формируются следующие личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки
России от 29 декабря 2014 года № 1645. - См. предыдущую редакцию)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения предмета «Биология» на углубленном уровне
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях,
законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и
системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать
последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих
биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных
изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и
экологических требований при проведении биологических исследований.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
выпускник на базовом уровне научится:
– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;
– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других
естественных наук;
– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя
биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить

3

эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации
жизни;
– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК),
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о
реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение
количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных
организмов в разных фазах клеточного цикла;
– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать
процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых
организмов;
– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных
этапах жизненного цикла;
– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе
сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость
мер предупреждения таких заболеваний;
– сравнивать разные способы размножения организмов;
– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график,
таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать
4

работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов,
представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– аргументировать
необходимость
синтеза
естественно-научного
и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
2. Основное содержание учебного предмета «Биология»
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь
биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе.
Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе
развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы
организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных
уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной
картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы
в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические
вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль
минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных
биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции
углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия
ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.
РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества
клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии.
Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о
строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки.
Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции
хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные
отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток
эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры
профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

5

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы
энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в
процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы
фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его
свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме.
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена
веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических
процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.
Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном
цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных
животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний.
Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов.
Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение,
транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание
гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение
у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений
и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное
развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов.
Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические
терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики.
Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы
закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория
наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное
с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические
основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье
человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для
медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака.
Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды
наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды
мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических
заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры
происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы.
Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных
методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение
генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная
гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная
инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы:
палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические,
молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция
6

как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория
эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда
популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции.
Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и
географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции:
дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль
эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как
результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические
группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы
происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые
события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение
человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их
происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип
толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию
экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов.
Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы
пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем.
Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения
биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования
биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная
миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные
ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология.
Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах
и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и
животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
7

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных
как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических
факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№ п\п Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

10 класс, 34 часа

Биология как наука и ее прикладное значение
Биология и ее связи с другими науками
Биологическое разнообразие как проблема науки биологии
Осознание ценности изучения биологических видов.
Практическая биология и ее значение
Урок обобщения и контроля знаний
Общие биологические явления и методы их исследования
Основные свойства жизни.
Лабораторная работа №1 «Наблюдение за живой клеткой»
Определение понятия «жизнь».
Общие свойства живых систем — биосистем.
Структурные уровни организациижизни.
Методы биологических исследований.
Определение видов растений и животных
Лабораторная работа №2 «Методика работы с определителями растений
и животных»
Урок обобщения и контроля знаний
Учение о биосфере
Функциональная структура биосферы.
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
8

Колво
часов
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Функции живого вещества в биосфере
Происхождение живого вещества
Гипотезы о происхождении живого вещества на Земле
Современные гипотезы о возникновении жизни
Предыстория происхождения живого на Земле.
Физико-химическая эволюция планеты Земля.
Этапы возникновения жизни на Земле.
Биологическая эволюция в развитии биосферы.
Хронология развития жизни на Земле
Урок обобщения и контроля знаний
Биосфера как глобальная экосистема
Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Круговорот веществ в биосфере.
Примеры круговорота веществ в биосфере.
Механизм устойчивости биосферы
Условия жизни в биосфере
Условия жизни на Земле.
Экологические факторы и их значение.
Человек как житель биосферы.
Лабораторная работа №3 «Условия жизни в биосфере»
Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в
обеспечении жизни на Земле.
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
Урок обобщения и контроля знаний
Экскурсия на тему «Живой мир вокруг нас»
Природное сообщество как биоценоз и экосистема
Биогеоценоз как биосистема и экосистема.
Концепция экосистемы.
Природное сообщество и концепция биогеоценоза.
Другие характеристики биогеоценоза.
Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).
Экологические пирамиды чисел.
Строение биогеоценоза (экосистемы).
Экологические ниши в биогеоценозе.
Совместная жизнь видов в биогеоценозах.
Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах.
Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к совместной
жизни в биогеоценозе»
Условия устойчивости биогеоценозов.
Лабораторная работа №5 «Свойства экосистем»
Зарождение и смена биогеоценозов.
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
Урок обобщения и контроля знаний
Многообразие биогеоценозов и их значение
Многообразие биогеоценозов (экосистем).
Многообразие биогеоценозов суши.
Искусственные биогеоценозы — агробиоценозы.
Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния
территории, прилегающей к школе»
Природопользование в истории человечества.
9

1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100102

Экологические законы природопользования
Обобщение и контроль знаний по теме "Многообразие биогеоценозов и
их значение"
Обобщение и контроль знаний по разделу "Биогеоценотический уровень
организации жизни"
Вид и видообразование
Вид, его критерии и структура.
Лабораторная работа №7 «Характеристика вида»
Популяция как форма существования вида.
Популяция — структурная единица вида.
Популяция как структурный компонент биогеоценоза.
Популяция как основная единица эволюции.
Микроэволюция и факторы эволюции.
Движущий и направляющий фактор эволюции.
Формы естественного отбора.
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического
разнообразия на Земле.
Лабораторная работа №8 «Значение искусственного отбора»
Видообразование — процесс увеличения видов на Земле
Урок обобщения и контроля знаний
Происхождение и этапы эволюции человека
Происхождение человека.
История становления вида Homo sapiens.
Особенности эволюции человека.
Человек как уникальный вид живой природы
Расы и гипотезы их происхождения
Палеолитические находки на территории России
Урок обобщения и контроля знаний
Учение об эволюции и его значение
История развития эволюционных идей.
Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.
Современное учение об эволюции.
Доказательства эволюции живой природы.
Основные направления эволюции.
Лабораторная работа №9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у
организмов»
Основные закономерности и результаты эволюции.
Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.
Новая система органического мира.
Особенности популяционно-видового уровня жизни
Урок обобщения и контроля знаний
Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества
Значение изучения популяций и видов.
Генофонд и охрана видов.
Проблема утраты биологического разнообразия.
Всемирная стратегия охраны природных видов
Урок обобщения и контроля знаний
Обобщение и контроль знаний по разделу "Популяционно-видовой
уровень организации жизни"
Резерв

1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3

10

№ п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Тема урока

11 класс, 34 часа

Живой организм как биологическая система
Организм как биосистема
Организм как открытая биосистема
Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.
Свойства многоклеточных организмов.
Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».
Транспорт веществ в живом организме.
Другие системы органов многоклеточного организма.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Обобщение и контроль знаний по теме «Живой организм как
биологическая система».
Размножение и развитие организмов
Размножение организмов.
Оплодотворение и его значение.
Индивидуальное развитие многоклеточного организма — онтогенез.
Рост и развитие организма.
Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организмов».
Основные закономерности наследования признаков
Генетика — наука о наследовании свойств организмов.
Гибридологический метод исследования наследственности.
Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
Наследование признаков при дигибридном и полигибридном
скрещивании.
Наследование при взаимодействии генов.
Ген и хромосомная теория наследственности.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье.
Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследования
признаков».
Основные закономерности изменчивости
Изменчивость — важнейшее свойство организмов.
Многообразие форм изменчивости у организмов.
Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».
Наследственная изменчивость и её типы.
Многообразие типов мутаций.
Мутагены и их влияние на живую природу и человека.
Развитие знания о наследственной изменчивости.
Обобщение и контроль по теме «Основные закономерности
изменчивости».
Селекция и биотехнология на службе человечества
Генетические основы селекции.
Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции.
Достижения селекции растений и животных.
Биотехнология, её направления и значение.
11

Колво
часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.
Обобщение и контроль знаний по теме «Селекция и биотехнология на
службе человечества»
Царство Вирусы, его разнообразие и значение
Неклеточные организмы — вирусы.
Строение и свойства вирусов.
Вирусные заболевания.
Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений».
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Обобщающий урок по теме «Царство Вирусы, его разнообразие и
значение».
Обобщение, контроль знаний и подведение итогов по разделу
«Организменный уровень жизни».
Строение живой клетки
Из истории развития науки о клетке.
Клеточная теория, её основные положения.
Современные методы цитологических исследований.
Основные части клетки.
Поверхностный комплекс клетки.
Цитоплазма и её структурные компоненты.
Немембранные органоиды клетки.
Мембранные органоиды клетки.
Двухмембранные органоиды клетки.
Систематизация, обобщение и контроль знаний по материалам уроков
темы «Строение живой клетки».
Ядерная система клетки.
Хромосомы, их строение и функции.
Особенности клеток прокариот.
Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток».
Обобщение, контроль и подведение итогов по теме «Строение живой
клетки».
Процессы жизнедеятельности клетки
Клеточный цикл.
Непрямое деление клетки — митоз.
Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».
Мейоз — редукционное деление клетки.
Образование мужских гамет — сперматогенез.
Образование женских половых клеток — оогенез.
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
Обобщающий урок по теме «Процессы жизнедеятельности клетки».
Обобщение, контроль знаний и подведение итогов по разделу II
«Клеточный уровень организации жизни».
Молекулярный состав живых клеток
Основные химические соединения живой материи.
Химические соединения в живой клетке.
Органические соединения клетки — углеводы.
Липиды и белки.
Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.
12

1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

97
98
99
100
101
102

Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.
Систематизация, обобщение и контроль знаний по теме (уроки 69—75)
«Молекулярный состав живых клеток».
Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства.
Наследственная информация, её хранение и передача.
Молекулярные основы гена и генетический код.
Обобщающий урок по теме 9 «Молекулярный состав живых клеток».
Химические процессы в молекулярных системах
Биосинтез белков в живой клетке.
Трансляция как этап биосинтеза белков.
Молекулярные процессы синтеза у растений.
Энергетический этап фотосинтеза у растений.
Пути ассимиляции углекислого газа.
Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.
Систематизация, обобщение и контроль знаний по теме (уроки 81—87)
«Химические процессы в молекулярных системах».
Молекулярные энергетические процессы.
Кислородный этап биологического окисления.
Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.
Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе.
Систематизация, обобщение и контроль знаний по теме «Химические
процессы в молекулярных системах».
Время экологической культуры
Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни
организмов.
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная
экологическая проблема.
Структурные уровни организации живой материи.
Обобщение и контроль знаний по теме «Время экологической
культуры»
Обобщение и контроль знаний по разделу III «Молекулярный уровень
организации жизни».
Систематизация, обобщение и контроль знаний по курсу биологии 11
класса.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».