ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и
является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной
грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического
мышления
на
основе
практико-ориентированного
обучения
и
системно-
деятельностного подхода в реализации содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в
том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными,
социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение
базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение
современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и
ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее
смену
жизненных
реалий
и
формирование
пространства
профессиональной
ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового
производства
в
области
обработки
материалов,
аддитивные
технологии,
нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии
электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и
биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа
по
технологии
конкретизирует
содержание,
предметные,
метапредметные и личностные результаты.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации
содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания
предметной области «Технология».
Основной целью освоения технологии является формирование технологической
грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями
по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными
целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических
критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской
деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических
решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности
цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и
технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в
плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками
оценки своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и
строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность
применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной
деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе
созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех её проявлениях
(культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее
проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии
компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности
принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности
и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания –
построения и анализа разнообразных моделей.
Программа по технологии построена по модульному принципу.
Модульная программа по технологии – это система логически завершённых
блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных
образовательных
результатов,
предусматривающая
разные
образовательные
траектории её реализации.
Модульная программа включает инвариантные (обязательные) модули и
вариативные.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к другим
модулям. Основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном
виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и
вариативных модулей.
Особенностью
современной
техносферы
является
распространение
технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся
фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание.
Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления
феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в
профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса
технологии на уровне основного общего образования. Содержание модуля построено
на
основе
процессами,
последовательного
техническими
знакомства
системами,
обучающихся
материалами,
с
технологическими
производством
и
профессиональной деятельностью.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами и
областями применения графической информации, с различными типами графических
изображений и их элементами, учатся применять чертёжные инструменты, читать и
выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил,
знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических
редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами
конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения,
выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными
способами подготовки чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей,
осуществления расчётов по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и освоения
новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи
укрепления кадрового потенциала российского производства.
Содержание
модуля
«Компьютерная
графика.
Черчение»
может
быть
представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях.
Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные результаты за год
обучения.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического
принципа модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с
освоением методологии познания, основой которого является моделирование. При
этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ
модели позволяет выделить составляющие её элементы и открывает возможность
использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для
познания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений,
необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов),
освоения и создания технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технологии»
9 КЛАСС
Предпринимательство.
Сущность
культуры
предпринимательства.
Корпоративная культура. Предпринимательская этика. Виды предпринимательской
деятельности. Типы организаций. Сфера принятия управленческих решений.
Внутренняя
и
внешняя
среда
предпринимательства.
Базовые
составляющие
внутренней среды. Формирование цены товара.
Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы
механизма защиты предпринимательской тайны. Защита предпринимательской тайны
и обеспечение безопасности фирмы.
Понятия,
инструменты
и
технологии
имитационного
моделирования
экономической деятельности. Модель реализации бизнес-идеи. Этапы разработки
бизнес-проекта: анализ выбранного направления экономической деятельности,
создание логотипа фирмы, разработка бизнес-плана.
Эффективность предпринимательской деятельности. Принципы и методы
оценки. Контроль эффективности, оптимизация предпринимательской деятельности.
Технологическое предпринимательство. Инновации и их виды. Новые рынки для
продуктов.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
9 КЛАСС
Моделирование сложных объектов. Рендеринг. Полигональная сетка.
Понятие «аддитивные технологии».
Технологическое оборудование для аддитивных технологий: 3D-принтеры.
Области применения трёхмерной печати. Сырьё для трёхмерной печати.
Этапы аддитивного производства. Правила безопасного пользования 3Dпринтером. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере.
Подготовка к печати. Печать 3D-модели.
Профессии, связанные с 3D-печатью.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
9 КЛАСС
Система автоматизации проектно-конструкторских работ — САПР. Чертежи с
использованием в системе автоматизированного проектирования (САПР) для
подготовки проекта изделия.
Оформление конструкторской документации, в том числе, с использованием
систем автоматизированного проектирования (САПР).
Объём документации: пояснительная записка, спецификация. Графические
документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей.
Условности и упрощения на чертеже. Создание презентации.
Профессии,
связанные
с
изучаемыми
технологиями,
черчением,
проектированием с использованием САПР, их востребованность на рынке труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и
технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности
технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с
реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике
достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности
от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических
трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом
личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание
бережного
отношения
к
окружающей
среде,
понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у
обучающегося
действия,
будут
сформированы
универсальные
универсальные
регулятивные
учебные
познавательные
действия,
учебные
универсальные
коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных
объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения
и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и
процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для
этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения
необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать
инструментов,
навыками
оценивать
измерения
величин
погрешность
с
помощью
измерения,
измерительных
уметь
осуществлять
арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом
синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной
задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в
знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по
осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости
корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации
проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
общения
как
часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления
учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных
сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации
учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как
необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника
совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы
логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать
правила
безопасного
использования
ручных
и
электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с
изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и
технологии»
К концу обучения в 9 классе:
перечислять и характеризовать виды современных информационно-когнитивных
технологий;
овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных
в информацию и информации в знание;
характеризовать культуру предпринимательства, виды предпринимательской
деятельности;
создавать модели экономической деятельности;
разрабатывать бизнес-проект;
оценивать эффективность предпринимательской деятельности;
характеризовать закономерности технологического развития цивилизации;
планировать своё профессиональное образование и профессиональную карьеру.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная
графика. Черчение»
К концу обучения в 9 классе:
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и
приспособлений и (или) в системе автоматизированного проектирования (САПР);
создавать 3D-модели в системе автоматизированного проектирования (САПР);
оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием
систем автоматизированного проектирования (САПР);
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля
«3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
К концу обучения в 9 классе:
использовать редактор компьютерного трёхмерного проектирования для
создания моделей сложных объектов;
изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования
(3D-принтер, лазерный гравёр и другие);
называть и выполнять этапы аддитивного производства;
модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
называть области применения 3D-моделирования;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями 3Dмоделирования, их востребованность на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ)
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Производство и технологии
Предпринимательство. Организация собственного
1.1
производства
1.2
Моделирование экономической деятельности
1.3
Технологическое предпринимательство
Итого по разделу
Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение
Технология построения объёмных моделей и чертежей в
2.1
САПР
2.2
Способы построения разрезов и сечений в САПР
Итого по разделу
Раздел 3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование
Аддитивные технологии. Создание моделей, сложных
3.1
объектов
3.2
Основы проектной деятельности
3.3
Профессии, связанные с 3D-технологиями
Итого по разделу
Раздел 4. Художественная обработка материалов
4.1
Фелтинг
4.2
Основы геометрической резьбы
4.3
Проектная деятельность
Итого по разделу
Раздел 5. Профориентация и профессиональное самоопределение
5.1
Современные профессии
5.2
Основы выбора профессии
5.3
Классификация профессий
5.4
Требования к качествам личности при выборе профессии
5.5
Построение профессиональной карьеры
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
3
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
2
1
6
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
3
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
3
6
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
7
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
3
1
11
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
2
2
2
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
6
1
1
1
1
1
5
34
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС
9 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Количество часов
Тема урока
Предприниматель и предпринимательство
Предпринимательская деятельность. Формы
предпринимательской деятельности
Преимущества и недостатки разных организационноправовых форм ведения бизнеса
Модель реализации бизнес-идеи
Бизнес-план. Этапы разработки бизнес-проекта
Технологическое предпринимательство
Технология создания объемных моделей в САПР
Практическая работа «Выполнение трехмерной объемной
модели изделия в САПР»
Построение чертежей с использованием разрезов и
сечений в САПР
Аддитивные технологии. Области применения
трёхмерной печати
Создание моделей, сложных объектов
Создание моделей, сложных объектов
Этапы аддитивного производства
Этапы аддитивного производства. Подготовка к печати.
Печать 3D-модели
Основы проектной деятельности. Разработка проекта
Основы проектной деятельности. Подготовка проекта к
защите
Основы проектной деятельности. Защита проекта
Профессии, связанные с 3D-технологиями в современном
производстве
От робототехники к искусственному интеллекту
Электронные
цифровые
Всего Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Система «Интернет вещей». Классификация Интернета
вещей. Практическая работа «Создание системы умного
освещения»
Промышленный Интернет вещей. Практическая работа
«Система умного полива»
Потребительский Интернет вещей. Практическая работа
«Модель системы безопасности в Умном доме»
Художественная обработка материалов. Фелтинг.
Цвет в интерьере. Художественный войлок в интерьере
Основы геометрической резьбы
Использование плоско выемочной комбинированной
резьбы в практических работах и творческих проектах
Разработка проекта
Работа над проектом.
Защита проекта
Современные профессии
Основы выбора профессии
Классификация профессий
Требования к качествам личности при выборе профессии
34 Построение профессиональной карьеры
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Технология, 8-9 классы/ Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова
Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
2. Технология. 3D-моделирование и прототипирование, 8 класс/
Копосов Д.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
3. Технология.
3D-моделирование,
прототипирование
и
макетирование, 9 класс/ Шутикова М.И., Неустроев С.С., Филиппов В.И.,
Лабутин В.Б., Гриншкун А.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
4. Технология. Компьютерная графика, черчение, 8 класс/ Уханёва
В.А., Животова Е.Б., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
5.
Технология. Компьютерная графика, черчение, 9 класс/ Уханёва
В.А., Животова Е.Б., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»