Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
(МАОУ «Школа № 8»)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(вариант 1, вариант 2)
на 2025 – 2026 учебный год
город Ирбит, Свердловская область, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Муниципального
образования город Ирбит "Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее учебный план) для 1-9 классов, реализующих адаптированную основную
образовательную программу обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
• Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022
№1026
«Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 г. № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
№ 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников";
• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая
2011 г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС
общего образования»;
Организация образовательной деятельности регламентируется Учебным
планом и расписанием занятий, которое разрабатывается и утверждается
образовательным учреждением самостоятельно. Учебный план фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Настоящий учебный план разработан на основе требований. Режим
функционирования устанавливается в соответствии с действующими СанПиН,
Уставом школы и локальными актами школы. Учебный год в Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение Муниципального образования
город Ирбит "Средняя общеобразовательная школа № 8» начинается 01.08.2025 и
заканчивается 26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет - 33 учебные
недели, во 2-9 классах - 34 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 1-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения
и укрепления здоровья обучающихся.
Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании
заключения ПМПК.
Количество детей в классах (группах) определяется в зависимости от
категории обучающихся согласно требованиям СанПиН.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений, а также состоит из часов, необходимых
для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки
(количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и
внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к
максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в
соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20, СанПин 1.2.3685-21.
Содержание общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) реализуется преимущественно за счёт
введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с
учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также
коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков
психической сферы.
Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
• формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях. Обучение общеобразовательным предметам имеет
практическую направленность, принцип коррекции является ведущим,
учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких
черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов,
включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные
компетенции и целостные установки.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по данному
образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) образовательное учреждение имеет возможность
изменения образовательного маршрута обучающегося. Достаточный уровень
освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также
интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны
соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и
коррекционным задачам.
Нагрузка для уроков физкультуры планируется для каждого обучающегося
индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом
характера патологии и степени ограничений здоровья.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
• введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов. В часть, формируемую участниками образовательных отношений,
входит внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение осуществляться исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из
которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их
физиологических потребностей.
Выбор других направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в рамках
общего количества часов, предусмотренных учебным планом.
Чередование учебной и внеурочной
образовательным учреждением самостоятельно.
деятельности
определяется
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 20 минут.
В
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
Муниципального образования город Ирбит "Средняя общеобразовательная школа
№ 8» языком обучения является русский язык.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (триместровое оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за триместр и годовая аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
триместрам. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по
итогам триместра.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе триместра.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Муниципального
образования город Ирбит "Средняя общеобразовательная школа № 8».
Освоение адаптированной основной образовательной программ начального и
основного общего образования завершается итоговой аттестацией по
адаптированной основной общеобразовательной программе.
1. Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы;
2 этап - V-IX классы; 3 этап - Х-ХII классы.
Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями составляет 9-12 лет.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс),
5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе
(Х - XII класс).
Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта (легкая степень
умственной отсталости) (вариант 1)
Учебный план 2-4 классы 2025-2026 учебный год
Предметные
области
Классы
Количество часов в
неделю
Учебные предметы 2 г
3г
4г
Обязательная часть
1. Язык и речевая
1.1 Русский язык
3
3
3
практика
1.2. Чтение
4
4
4
1.3. Речевая
2
2
2
практика
2. Математика
2.1. Математика
4
4
4
3. Естествознание 3.1. Мир природы и 1
1
1
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
1
1
1
4.2.
1
1
1
Изобразительное
искусство
5. Физическая
5.1. Физическая
3
3
3
культура
культура
Всего
12
15
8
15
5
5
4
12
6. Технология
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной рабочей
неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Всего
1
20
3
1
20
3
1
20
3
5
81
9
23
23
23
90
6
6
6
24
33
33
33
130
Учебный план 6-7 классы 2025-2026 учебный год
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и
1.1 Русский язык
речевая
1.2. Чтение (Литературное
практика
чтение)
2. Математика
2. 1. Математика
2.2. Информатика
3.
3.1 Природоведение
Естествознание 3.2. Биология
3.3. География
4. Человек и
4.1 Мир истории
общество
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6. Физическая
6.1. Физическая культура
культура
7. Труд
7.1. Профильный труд
(технология)
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
Количество часов в неделю
Всего
6г
7г
4
4
4
4
20
20
4
2
1
4
2
2
2
1
17
3
4
6
8
2
8
2
-
6
2
1
3
3
1
15
6
6
35
27
2
28
2
147
10
29
30
157
6
6
30
4
4
20
Всего
40
42
207
Учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся 1-4 классов.
Учебный план для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Муниципального
образования город Ирбит "Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее учебный план) для 1-9 классов (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения. 1 этап - I
дополнительный, I - IV класс. 2 этап - V-IX классы; 3 этап - Х-ХII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на I этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс),
5066 академических часов на II этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на III
этапе (10-12 класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: изучение безопасного поведения, представленное
предметом «Азбука безопасности», введение 3-го часа адаптивной физической
культуры.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный
учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и
коррекционные курсы, которые соответствуют особым
возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
образовательным
Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не превышает объем,
предусмотренный учебным планом АООП. Процесс обучения по предметам
организуется в форме урока. Педагогический работник проводит урок для состава
всего класса и для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с
обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин.,
фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам
обучения на единицу обучающихся.
Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа),
группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления
формируемых учебных действий, отражает потребность в них "среднего"
обучающегося.
С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему
школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания
увеличиваются.
Содержание
коррекционно-развивающей
представлено коррекционными курсами и
занятиями.
области
учебного
плана
коррекционно-развивающими
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляется исходя из психофизических
особенностей
обучающихся
с
умеренной
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Коррекционные курсы
реализуются в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может
осуществляется исходя из особенностей развития обучающихся с умственной
отсталостью и на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
с
учетом
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не
более 1690 часов на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700 часов на
II этапе обучения (5-9 класс) и 1020 часов на III этапе (10-12 класс).
Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на
реализацию коррекционно-развивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
также неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а
также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
Учебный план 1-4 классы 2025-2026 учебный год. Вариант 2.
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Учебные
предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1 Речь и
3
практика
альтернативная
коммуникация
2. Математика
2.1.
2
Математические
представления
Всего
3
2
2
10
2
2
2
8
3. Окружающий
мир
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технологии
3.1.
Окружающий
природный мир
3.2. Человек
3.3.
Домоводство
3.4.
Окружающий
социальный мир
4.1. Музыка и
движение
4.2.
Изобразительная
деятельность
5.1. Адаптивная
физкультура
6.1.
Профильный
труд
2
2
2
2
8
3
-
3
-
2
3
2
3
10
6
1
1
2
2
6
2
2
2
2
8
3
3
3
3
12
2
2
2
2
8
-
-
-
-
-
Итого
20
20
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающие
занятия:
2
2
2
2
1. Логопедическая коррекция
2
2
2
2
2. Предметно-практические
1
1
1
1
действия
1
1
1
1
3. Сенсорное развитие
2
2
2
2
4. Двигательное развитие
5. Альтернативная
коммуникация
Итого
8
8
8
8
Максимально допустимая годовая 20
20
22
22
нагрузка (при 5-дневной рабочей
неделе)
Внеурочная деятельность
2
2
2
2
Всего
30
30
32
32
84
2
2
1
1
2
32
84
8
100