РП Индивидуальный проект 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Индивидуальный проект» составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования п. 18.31 на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части
образовательной программы основного общего образования.
Программа по предмету «Индивидуальный проект» отражает основные
требования ФГОС СОО к личностным, метапредметным и предметным
результатам
освоения
образовательных
программ
и
подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП
СОО.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«Индивидуальный проект» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением, вкладом в
становление личности молодого человека. «Индивидуальный проект»
обеспечивает формирование у обучающихся нравственных убеждений,
высокой культуры межличностного общения, овладение основами наук,
навыками умственного и физического труда, развитие склонностей,
интересов, способностей к социальному самоопределению.
На уровне среднего общего образования учебный предмет
«Индивидуальный проект» является обязательным и представляет собой
особую форму организации деятельности обучающихся (учебное
исследование или учебный проект).
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Изучение предмета «Индивидуальный проект» направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
2) воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация
посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления;

3) подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному
жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности;
4) включение обучающихся в процессы познания и преобразования
социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия.
Задачи предмета «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего
образования
определяются
Федеральными
государственными
образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в
Российской
Федерации»).
Организация
социального
и
учебноисследовательского
проектирования,
профессиональной
ориентации
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество
с
базовыми
организациями,
организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Включение обучающихся в
проектную деятельность, призванную
обеспечивать формирование у них опыта применения универсальных учебных
действий (УУД) в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и
социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и
старшего возраста, взрослыми, на уровне среднего общего образования, имеет
свои особенности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе среднего образования «Индивидуальный проект» признан
обязательным учебным предметом.
Освоение содержания курса «Индивидуальный проект» на уровне
среднего общего образования происходит с опорой на знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Проектная деятельность» на уровне
основного общего образования.
Учебным планом на изучение предмета «Индивидуальный проект»
отводится 68 часов: по одному часу в неделю при 34 учебных неделях в 10 и
11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ»
10 класс (34 часа)
Модуль 1. Введение проектную культуру - 4 часа
Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и
характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный
проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов:
волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы.
Методология и технология проектной деятельности.
Модуль 2. Инициализация проекта - 20 часов
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и
проблемы проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики
проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование
задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки
продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы.
Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских
работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых
работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и
исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования
(наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как
на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к
конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки
чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и
модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные
барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные
предпосылки успеха публичного выступления.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной
деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и
как его избегать в своей работе.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.

Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и
исследовательских работ – 4 часа
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых
работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование
критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ.
Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и
разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и
выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта
проектов.
Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности – 8 часов
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых
работ. Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной
документации. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный
прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской
Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О
стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система
стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат
соответствия. Патентное право в России.
11 класс (34 часа)
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов
проектов 10 класса. Виды проектов: практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с
примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов
проектной деятельности и презентация проекта. Методология и технология
проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного
положения. Анализ проблемы. Определение источников информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение
информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор
оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение
проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет

календарного графика проектной деятельности. Работа с научной
литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация
материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования. Библиография, справочная литература,
каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов,
ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и
исследовательских работ - 3ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта,
курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.
Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта
и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ.
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта,
курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные
отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и
предложений.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности
-5ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых
работ. Рефлексия проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в
проекте.
Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной
работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» в 10-11 классе
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на
основе формирования элементов географической и экологической
культуры;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и
историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;


способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения
к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в
области географических наук, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем и географических особенностей их проявления;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать, в том числе на основе применения
географических знаний, неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географических наук и общественной практики,


основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения
различных источников географической информации в решении
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность в географических
науках индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы,
которые могут быть решены с использованием географических
знаний, рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и
обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях с учётом предложенной географической задачи;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении географических
задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем,
имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических географических задач, применению различных методов
познания природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;

владеть видами деятельности по получению нового географического
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники географической
информации, необходимые для изучения проблем, которые могут
быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для
анализа, систематизации и интерпретации информации различных
видов и форм представления;
 выбирать оптимальную форму представления и визуализации
информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы
и т. д.);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
 владеть
навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 владеть различными способами общения и взаимодействия;


аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
 использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов
целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;


использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса на базовом уровне
должны отражать:
10 КЛАСС
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, осознания ценности
культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и
целостности государства.
Уметь определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений,
в том числе достижений российской науки и искусства, направлений научнотехнологического развития Российской Федерации, при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;
определять различные смыслы многозначных понятий;


классифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие явления и процессы социальной действительности.
Уметь устанавливать, выявлять, объяснять и конкретизировать
примерами причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи подсистем и элементов; владеть уровнями и методами научного
познания; мышления и деятельности; отражать связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах,
схемах, диаграммах, графиках.
Иметь представления о методах изучения социальных явлений и
процессов в социальных науках, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное
прогнозирование, метод моделирования и сравнительно-исторический метод.
Применять знания, осуществляя поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные
выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочные суждения.
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
использованием полученных знаний, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения), составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
Использовать знания для взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции, осознания значимости здорового
образа жизни, роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач.
Формулировать, основываясь на социальных ценностях и
приобретенных знаниях, собственные суждения и аргументы по проблемам;
конкретизировать теоретические положения
Находить, анализировать и использовать информацию для принятия
ответственных решений.
Оценивать социальную информацию по проблемам, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социальных
явлений, содержащиеся в источниках информации.
Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные
способы.
Предметные результаты

11 класс
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности истории нашей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства.
Уметь определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений
при изложении собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний; определять различные смыслы многозначных понятий;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев
используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие
социальные явления и процессы.
Уметь устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи при описании; отражать связи
социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том
числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
Иметь представления о методах изучения социальной, политической
сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе социологические
опросы, биографический, сравнительно-правовой метод, политическое
прогнозирование.
Применять знания, для анализа социальной информации; осуществлять
поиск информации, представленной в различных знаковых системах,
извлекать информацию из неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные
компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы,
оценочные суждения.
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
использованием полученных знаний, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам,
составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты.
Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий в
решении различных задач.

Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных
знаний собственные суждения и аргументы; использовать ключевые понятия,
теоретические
положения
для
объяснения
явлений
социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта.
Применять знание; находить, анализировать и использовать
информацию, предоставленную государственными органами.
Оценивать социальную информацию по проблемам, в том числе
поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социального
взаимодействия, политических событий, правовых отношений, содержащиеся
в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм
морали и права.
Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью
полученных знаний наиболее эффективные способы; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, включая
нормы морали и права, ценностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной
работы:
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет
в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны
отражать:

сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий

при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
На уровне среднего общего образования исследование и проект
выполняют в значительной степени функции инструментов учебной
деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения
социальной жизни и культуры. Обучающиеся самостоятельно формулируют
предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и другое.
Используются элементы математического моделирования и анализа как
инструмент интерпретации результатов исследования. Проблематика и
методология индивидуального проекта должны быть ориентированы на
интеграцию знаний и использование методов двух и более учебных предметов
одной или нескольких предметных областей.
На уровне среднего общего образования обучающиеся определяют
параметры и критерии успешности реализации проекта. Презентация
результатов проектной работы может проводиться, как в школе, так и в рамках
научно-практических конференций и фестивалях, а может быть представлен в
том социальном, научном и культурном пространстве, где проект
разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты могут быть
представлены местному сообществу или сообществу волонтерских
организаций. Если бизнес-проект - сообществу бизнесменов, деловых людей.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады,
презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые
отчеты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и
консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий
на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в
школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические
задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с
описанием применения на бумажном носителе. В описании применения
должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки
проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и
применения. В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый
контроль за выполнением проекта.

Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта
должна осуществляться с учетом специфики профиля обучения, а также
образовательных интересов обучающихся. Общий алгоритм педагогического
сопровождения индивидуального проекта, включает вычленение проблемы и
формулирование темы проекта, постановку целей и задач, сбор
информации/исследование/разработку образца, подготовку и защиту проекта,
анализ результатов выполнения проекта, оценку качества выполнения.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
проектной и исследовательской деятельности являются: социальное; бизнеспроектирование; исследовательское; инженерное; информационное.
Результатами учебного исследованиями могут быть научный доклад,
реферат, макет, опытный образец, разработка, информационный продукт, а
также образовательное событие, социальное мероприятие (акция).
На заключительном мероприятии отчетного этапа обучающимся
должна быть обеспечена возможность:

представить результаты своей работы в форме письменных
отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и
электронной презентации;

публично обсудить результаты деятельности с обучающимися,
педагогами, родителями, специалистами-экспертами, организациямипартнерами;

получить квалифицированную оценку результатов своей
деятельности от членов педагогического коллектива и независимого
экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и
других).
Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
Параметры и критерии оценки проектной деятельности должны
разрабатываться и обсуждаться с обучающимися. Оценке должна
подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты
проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с
сохранением исходного замысла проекта. Для оценки проектной работы
создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители
администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители
местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются
проектные работы.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса
проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы.
Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над
выполнением работы:

защиту исследования (проекта);

обсуждение исследовательской работы (проекта);

предзащиту исследовательской работы (проекта).

Результаты работы оформляются и оцениваются по определенным
критериям, изложенным в школьном Положении об индивидуальном
итоговом проекте обучающихся МАОУ «Школа № 8».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (1 час в неделю, 34 часа в год)

№

Название разделов/тем

Количество
часов
Практик
Теория
а
1

Индивидуальный учебный проект как одна из форм
организации учебного процесса
2
Индивидуальный учебный проект как одна из форм
организации учебного процесса
3
Цели, задачи проектирования в современном мире,
1
проблемы.
4
Отличие проектной деятельности от научноисследовательской
5
Особенности монопроекта и межпредметного проекта 1
6
Характеристика и отличительные
1
черты исследовательских проектов
Характеристика и отличительные черты бизнес 7
проектов
Характеристика и отличительные черты социальных и
8
творческих проектов
Характеристика и отличительные черты
9
конструкторских и инженерных проектов.
Инициализация проекта
10 Конструирование темы и проблемы проекта
11 Проектный замысел
12 Критерии без отметочной самооценки и оценки
1
продуктов проекта
13 Презентация и защита замыслов проектов
14 Методические рекомендации по
1
написанию и оформлению проектов
15 Структура проекта
16 Исследование как неотъемлемая часть проекта. Методы1
эмпирического исследования: наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент
17 Методы, используемые как на эмпирическом, так и на1
Теоретическом уровне исследования: абстрагирование,
анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.
1

1

1

1
1
1

1
1

1

1

Методы теоретического исследования.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
1
Виды переработки чужого текста: конспект, тезисы,
1
реферат, аннотация, рецензия. Правила оформления
цитат.
шагов
при
20 Логика действий и последовательность
1
планировании индивидуального проекта
21 Определение научной проблемы: объект и предмет
1
исследования.
22 Определение научной проблемы:
1
Постановка цели и задач исследования
23 Выдвижение гипотезы исследования.
1
24 Этапы работы в проектной деятельности
1
25 «Расчет календарного графика проектной
1
деятельности»
информационных
технологий
в1
26 Применение
исследовании, проекте. Научные документы и издания
27 Организация работы с научной литературой. Что такое 1
плагиат и как его избегать в своей работе.
Организация промежуточных результатов проектной деятельности
28 Составление глоссария по теме исследования.
1
29 Реферат по проблеме исследования промежуточных
1
результатов проектной деятельности.
30 Требования к оформлению письменной части работы 1
31 Эскизы и модели, макеты проектов
1
32 Коммуникативные барьеры при публичной защите
1
результатов проекта. Главные предпосылки успеха
публичного выступления
33 Защита промежуточных результатов проекта
1
34 Защита промежуточных результатов проекта
1
35 Защита промежуточных результатов проекта
1
Итого часов по программе: 35
11
24
18
19

11 КЛАСС (1 час в неделю, 34 часа в год)

№
1
2

Название разделов/тем
Проектная культура.
Анализ достижений и недостатков работы над
проектом в 10 классе

Количество
часов
Практи
Теория
ка
1
1

Корректировка проекта с учетом рекомендаций
3
Планирование деятельности по проекту на 11 класс
4
Управление оформлением и завершением проекта
Этапы исследовательской работы
5
1
Работа над введением научного исследования.
6
Работа над исследования основной частью
7
Работа над исследования основной частью
8
Методы исследования
9
1
Результаты опытно-экспериментальной работы
10
Способы и формы представления данных
11
1
Компьютерная обработка данных исследования
12
Библиография, справочная литература, каталоги
13
.Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных 1
14
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы
Способы оформления конечных
15
1
результатов индивидуального проекта
Создание презентации компьютерной
16
Создание презентации компьютерной
17
Критерии контроля
18
1
Управление завершением проекта
19
Архив проекта. архива проекта: вариант составления
20
электронный
Коммуникативные барьеры при публичной защите
21
результатов проекта
Аргументирующая речь
22
Главные предпосылки успеха публичного
23
выступления.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
24
Подготовка авторского доклада
25
Представление работы, предзащита результатов
26
проектной деятельности
Представление работы. Предзащита проекта
27
Представление работы, предзащита результатов
28
проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности
Защита проекта
29
Защита проекта
30
Защита проекта
31
Анализ достижений и недостатков
32
Анализ достижений и недостатков
33
Анализ достижений и недостатков
34
Итого часов по программе: 34
6

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
28

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Нормативные документы по предмету
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (ФГОС СОО), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 "Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего общего образования";
3. Программа элективного курса «Индивидуальный проект» (автор М.В.
Половкова) Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы
для профильной школы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций
/[Н. В. Антипова и др.]. — М.: Просвещение, 2019. — 187 с. —
(Профильная школа). — ISBN 978-5-09-065231-5). [Электронный
ресурс] URL: https://catalog.prosv.ru/item/37374.
4. Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 10
класса (автор И.Воронцова). Справочник заместителя директора школы
2019, № 4
Учебно-методический комплект с методической поддержкой
1. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В.
Половкова, М.В. Майсак. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Справочные пособия, дидактический материал, научно-популярная и
историческая литература
1. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик
будущего. Методическое пособие
2. Методология Школы наставников проектного обучения
3. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся
в современном образовании
4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная
работа школьников. 5-11 классы – Изд. Вако, 2018
5. Всероссийский конкурс проектных работ школьников в Сириусе
Электронные и интернет-ресурсы
1. Лекция 2.4 Типология проектов (Алексей Федосеев): [Электронный
ресурс]
URL:
https://www.youtube.com/watch?v=6YBIxnuyqaU&feature=emb_title
2. Федеральный
российский
общеобразовательный
портал:
http://www.school.edu.ru
3. Федеральный портал Российское образование: [Электронный ресурс]
URL: http://www.edu.ru
4. Образовательный портал Учеба: [Электронный ресурс] URL:
http://www.uroki.ru

5. Федерация
Интернет
образования:
[Электронный
ресурс]
URL:http://teacher.fio.ru
6. Всероссийская олимпиада школьников: [Электронный ресурс] URL:
http://rusolymp.ru/
7. Издательский дом «1 сентября»: [Электронный ресурс] URL:
http://www.1september.ru
8. Московский Институт Открытого Образования: [Электронный ресурс]
URL: http://www.mioo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».