экономика 10-11 У

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 8»
(МАОУ СОШ № 8)

ПРИЛОЖЕНИЕ №13
к ООП СОО МАОУ СОШ №8
(утверждена приказом №05/6-од от
02.09.2019)
Директор __________/Н.Н. Воложанина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
экономика (углубленный уровень)
среднего общего образования (ФГОС ООО)
10-11 класс

Составитель:
Володина Виктория Викторовна,
учитель, ВКК

Г. Ирбит
2019

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «экономика»
Личностные результаты.
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
2

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645. - См. предыдущую редакцию)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты.
сформированность представлений об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости
экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности
основных направлений современной экономической науки;
2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
3) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической
экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать
данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства;
5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях
российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных
макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
–
Определять границы применимости методов экономической теории;
3

–
анализировать проблему альтернативной стоимости;
–
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
–
представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей
и характеризовать ее;
–
иллюстрировать примерами факторы производства;
–
характеризовать типы экономических систем;
–
различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках
производства.
Микроэкономика
–
Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
–
строить личный финансовый план;
–
анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и
покупателей;
–
принимать
рациональные
решения
в
условиях
относительной
ограниченности доступных ресурсов;
–
анализировать собственное потребительское поведение;
–
определять роль кредита в современной экономике;
–
применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
–
объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;
–
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и
предложение;
–
приводить примеры товаров Гиффена;
–
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
–
объяснять
и
отличать
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности;
–
приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
–
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
–
различать и представлять посредством инфографики виды издержек
производства;
–
анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
–
объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики
государства;
–
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
–
сравнивать виды ценных бумаг;
–
анализировать страховые услуги;
–
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
–
определять место маркетинга в деятельности организации;
–
приводить примеры эффективной рекламы;
–
разрабатывать бизнес-план;
–
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
–
называть цели антимонопольной политики государства;
–
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
–
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
–
Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
–
характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
–
определять основные виды налогов для различных субъектов и
экономических моделей;
–
указывать основные последствия макроэкономических проблем;
–
объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
4

–
приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
–
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
–
различать сферы применения различных форм денег;
–
определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование
величины денежной массы;
–
объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
–
приводить примеры, как банки делают деньги;
–
приводить примеры различных видов инфляции;
–
находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
–
применять способы анализа индекса потребительских цен;
–
характеризовать основные направления антиинфляционной политики
государства;
–
различать виды безработицы;
–
находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
–
определять целесообразность мер государственной политики для снижения
уровня безработицы;
–
приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
–
приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
–
Объяснять назначение международной торговли;
–
анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном
уровне;
–
различать экспорт и импорт;
–
анализировать курсы мировых валют;
–
объяснять влияние международных экономических факторов на валютный
курс;
–
различать виды международных расчетов;
–
анализировать глобальные проблемы международных экономических
отношений;
–
объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом
развитии общества;
–
объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
–
Критически осмысливать актуальную экономическую информацию,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные
заключения и оценочные суждения;
–
анализировать события общественной и политической жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
–
владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
–
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
–
использовать приобретенные знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
–
анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках
различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
5

–
Применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого
поведения;
–
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
–
критически осмысливать актуальную экономическую информацию по
микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;
–
объективно оценивать и анализировать экономическую информацию,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
–
использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
–
применять теоретические знания по микроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
–
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
–
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки
зрения;
–
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
–
рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
–
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
–
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
–
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
–
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
–
Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по
макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
–
владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налоговобюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и
поддержания устойчивого экономического роста;
–
использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических
задач;
–
анализировать события общественной и политической жизни разных стран
с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
–
осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
–
оценивать происходящие мировые события и поведение людей с
экономической точки зрения;
–
использовать приобретенные знания для решения практических задач,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
–
анализировать динамику основных макроэкономических показателей и
современной ситуации в экономике России;
–
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные макроэкономические ситуации;
6

–
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных
экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
–
отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников;
–
аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
–
Работать с материалами средств массовой информации, составлять
обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и
первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
–
анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
–
оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
–
ориентироваться
в
мировых
экономических,
экологических,
демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния
планетарной среды и мировой экономики;
–
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
–
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
–
анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий
и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по
данному учебному предмету;
–
использовать экономические знания и опыт самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики;
–
владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и
роли государства в современном мире.
2. Основное содержание учебного предмета «Экономика»
Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими
понятиями, с комплексом знаний по экономике, минимально необходимых современному
человеку России. Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает
достижения различных наук (обществознания, математики, истории, правоведения,
социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые
для социализации в экономической сфере.
Экономическое образование помогает понимать исторические и современные
социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций,
необходимых современному человеку для продолжения образования, а также в освоение
навыков для будущей работы в экономической сфере (при изучении предмета на
углубленном уровне).
Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его
по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Примерная программа учебного предмета «Экономика» определяет инвариантную
(обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность
авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Экономика» для
углубленного уровня среднего общего образования являются:
7

формирование у обучающихся представлений об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости
экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности
основных направлений современной экономической науки;
овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
овладение приемами работы со статистической, фактической и аналитической
экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать
данные для решения теоретических и прикладных задач;
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
формирование системы знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе, о динамике основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
Основные концепции экономики
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы
производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные
преимущества. Типы экономических систем.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав
потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные
доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный
кредит.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный
и рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность
спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и
рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное
равновесие, равновесная цена.
Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству. Франчайзинг. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора
производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые
издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные переменные
издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Максимизация прибыли.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования
бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги.
Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Реклама. Бизнес-план.
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий.
Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония.
Политика защиты и антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на
труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда.
Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента.
Рынок капитала. Дисконтирование.
8

Макроэкономика
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и
государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Монетарная политика
Банка России.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе
национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и
совокупное предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская
система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия
инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический
рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические
циклы.
Международная экономика
Международная торговля. Государственная политика в области международной
торговли. Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы. Мировая
валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс. Международные
экономические организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности
современной экономики России.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
№
Количеств
Раздел, тема урока
урока
о часов

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

Основные концепции экономики

20

Предмет и метод экономической науки.
Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость.
Кривая производственных возможностей
Факторы производства и факторные доходы
Выгоды обмена
Типы экономических систем
Обобщающий урок
Микроэкономика
Рациональный потребитель
Полезность и потребительский выбор.
Защита прав потребителя.
Семейный бюджет.
Кредит
Функционирование рынка
Спрос

2
2
2
2
2
2
2
6
48
2
2
2
2
2
2
2

9

35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-62
63-68

Нормальные блага
Предложение
Рыночное равновесие, равновесная цена
Фирма и ее цели
Постоянные и переменные издержки.
Предпринимательство, его виды и мотивы
Ценные бумаги
Рыночные структуры.
Конкуренция
Монополия
Рынки факторов производства
Обобщающий урок
Итоговое повторение
ИТОГО

11 класс

№
Раздел, тема урока
урока

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-34

35-36
37-38
39-40

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6
6
68

Количеств
о часов

Макроэкономика

34

Роль государства в рыночной экономике.
Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.
Государственный бюджет и государственный долг.
Налоги. Фискальная политика государства.
Монетарная политика Банка России.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о
системе национальных счетов.
ВВП. Номинальный и реальный ВВП.
Деньги. Денежные агрегаты.
Основы денежной политики. Банки и банковская система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции.
Последствия инфляции.
Безработица. Государственная политика в области занятости.
Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы
экономического роста. Экономические циклы.
Обобщающий урок
Международная экономика
Международная торговля. Государственная политика в области
международной торговли.
Обменный курс валюты. Международные финансы.
Мировая валютная система. Международные расчеты.

2
2
2
2
2
2
2

10

2
2
2
2
2
2
8
34
2
2
2

41-42
43-44
45-48
47-58
59-68

Платежный баланс.
Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики
Обобщающий урок
Итоговое повторение
ИТОГО

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

2
2
4
10
10
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».