Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 8»
(МАОУ СОШ № 8)
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
к ООП СОО МАОУ СОШ №8 (утверждена
приказом №05/6-од от 02.09.2019)
Директор __________/Н.Н. Воложанина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
литература (базовый уровень)
среднего общего образования (ФГОС СОО)
10-11 класс
Составители:
Кудряшова М.А., учитель, ВКК
г. Ирбит
2019
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты.
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2017 года приказом Минобрнауки
России от 29 июня 2017 года № 613. - См. предыдущую редакцию)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных
источников;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки
России от 29 декабря 2014 года № 1645. - См. предыдущую редакцию)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты.
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
3
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;
11) для слепых, слабовидящих обучающихся:сформированность навыков письма на
брайлевской печатной машинке;
12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:сформированность и
развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия
(с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения,
письма;
13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами
литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в
речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных,
альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и
чувства, обозначить собственную позицию.
Базовый уровень
–
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
–
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в
нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать
их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно- исторической эпохе
(периоду);
4
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
–
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
–
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
–
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
–
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
–
об историко-культурном подходе в литературоведении;
–
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
–
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений;
–
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
–
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. Основное содержание учебного предмета «Литература»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840—1860-Х ГОДОВ.
Литературный процесс и социально-исторический контекст. Понятие литературного
процесса. Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового
литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников
и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры.
Литературоведческие понятия: рассказ (новелла), повесть, роман, рассказчик,
повествователь, чистое искусство, натурализм.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (13 ч)
Сатирический очерк. Проблема идеала в сатирическом творчестве СалтыковаЩедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки»,
«Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические
ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской
литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).
Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и
учащихся). Проблематика, конфликт и идея произведения. Мотив разрушения семьи,
духовного обнищания и пустоты. Новаторство писателя в развитии жанра романа. «История
одного города» — одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе
и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий.
5
Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который
проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные
традиции. Эзопов язык.
Споры о творчестве писателя в прижизненной критике. Произведения: «История
одного города», «Господа Головлевы», «Губернские очерки» (в обзоре), «Помпадуры и
Помпадурши» (в обзоре), сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга» (повторение).
И. А. ГОНЧАРОВ (10 ч)
Личность писателя, особенности творческого пути. Романная трилогия Гончарова
(«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») как художественное целое. Злободневность
тем и синтетичность романного жанра. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова
с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Проблема
национального характера в русской и мировой Герои Гончарова и жизненный идеал писателя.
Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное
чтение).
«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное
свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя.
Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург
— два разных мира. Квартира Обломова — островок Обломовки в чужом мире. Главный
герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и
Штольц. Дружба-противостояние. Амбивалентность точки зрения повествователя и проблема
авторского идеала. Мотив испытания в романе. Любовь и семья в жизни Обломова. Проблема
«обломовщины».
Представление о литературной ономастике: имя и фамилия героя. Особенности
композиции. Споры о романе «Обломов» в русской критике и отечественном
литературоведении.
Произведения: «Обломов», *«Обыкновенная история», * «Обрыв», *«Фрегат
Паллада».
Литературоведческие понятия: вставной эпизод, герои-антиподы, интерпретация,
концепция автора, концепция критика, поэтика, сюжетный мотив, типизация, эпическое
время.
И. С. ТУРГЕНЕВ (21 ч)
Личность писателя. «Записки охотника». Правда документа и правда вымысла.
Народные характеры в прозе Тургенева. Психологизм как основа творческого метода. Роль
пейзажа в прозаическом произведении. Общечеловеческий идеал и антикрепостнические
мотивы. Проблема художественного времени в прозе Тургенева.
«Отцы и дети». Стихотворения в прозе (по выбору учителя и учащихся).
Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения.
Злободневность романа. Неординарность личности Базарова. Базаров и Павел Петрович.
Базаров человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе.
Хронотоп романа. Художественный смысл описаний природы. Авторская позиция и идея
произведения.
Роман Тургенева в русской критике и литературоведении. *Роман «Дворянское
гнездо»: «наблюдения над русской жизнью» (И. С. Тургенев). Сюжет и композиция романа.
Идея «дворянского гнезда». Роль музыки в романе. Федор Лаврецкий и Лиза Калитина: распад
круга, разорение «гнезда».
*Европейский контекст творчества Тургенева: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
Произведения: «Отцы и дети». «Записки охотника» (повторение). «Стихотворения в
прозе» (повторение). «Рудин» (в обзоре). «Ася» (повторение). *«Дворянское гнездо».
Литературоведческие понятия: психологизм, творческий метод, лиризм.
6
А. Н. ОСТРОВСКИЙ (13 ч)
Личность драматурга. Творчество А. Н. Островского — опыт создания национальной
драматургической традиции. Романизация пьесы. Типы, типажи, типологические черты
героев. Речевые характеристики как речевой аналог действия. Драматические жанры
Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия.
Комическое и трагическое в пьесах Островского.
Народная драма «Гроза». Социальный контекст пьесы. «Жестокие нравы» города
Калинова. Образ Катерины в системе персонажей пьесы. Психологизм пьесы, символика и
конфликт, отражение русской действительности в пьесе. Позиция автора-драматурга.
Драма «Бесприданница». Купечество в изображении А. И. Островского. Образ Ларисы
Огудаловой в оценке читателя и зрителя. Автор и героиня. Поэтика пьесы. Богатство речевой
характеристики героев. Экранизация пьесы Островского.
Фольклорные мотивы в сценической сказке «Снегурочка». Символическая роль
реалистических деталей.
*Островский в контексте европейского театра второй половины XIX века: Г. Ибсен.
«Пер Гюнт».
*Споры о творчестве Островского в русской критике.
Произведения: «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «На всякого мудреца довольно
простоты», «Снегурочка» (в обзоре).
Литературоведческие понятия: дагерротипный реализм, диалог, драма, катарсис,
комизм, монолог, ономастика, ремарка, реминисценция, речевая характеристика, театральные
амплуа.
Н. А НЕКРАСОВ (11 ч)
Личность поэта. Лирический герой Некрасова, социальные и политические темы в
лирике, влияние натуральной школы. Лиризм и гражданственность. Некрасов — новатор в
области поэтической формы. Преодоление гладкописи, шероховатый стиль, «неуклюжий
стих» как литературный прием и признак мастерства. Литературная пародия, поэтический
фельетон и освобождение от силы устоявшейся традиции. Тема поэта и поэзии в творчестве
Некрасова. Некрасов и Пушкин. Поэт и народ. Поэт и гражданин.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Путешествие —
композиционный стержень поэмы. Эпическое и лирическое в поэме. Фольклорные мотивы.
Образ народа. Представление о счастье. Социально-философская картина мира. Реальность и
фантастика в поэме.
Некрасов — редактор. Правда как литературный и жизненный идеал. Журналы
«Современник» и «Отечественные записки» и демократическая линия в русской литературе
середины XIX века.
*Некрасовская линия в русской поэзии и социальные мотивы в европейской лирике:
Пьер Жан Беранже.
Творчество Н. А. Некрасова в литературной критике и литературоведении.
Стихотворения: «Современная ода», *«В дороге», *«Мы с тобой бестолковые
люди...», *«Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание
Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...»,
«Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза!
я у двери гроба...».
Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» (повторение).
Литературоведческие понятия: авторский замысел, мифологема, музыкальность
стиха, литературная пародия, сквозной мотив, фельетон, фольклорный колорит.
РУССКАЯ ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (5 ч)
Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы. Лирика и реализм.
Традиционализм поэтического языка и новаторство тем и мотивов: противоречия творчества
7
А. Н. Плещеева. Классический стиль и «чистое искусство»: антологическая лирика А. Н.
Майкова. Пародия как серьезный жанр: «литературная маска» Козьмы Пруткова.
Национальная самобытность как теоретический тезис и как поэтическая практика: лирические
стихотворения критика А. А. Григорьева. Лиризм, ирония, историзм: творчество А. К.
Толстого, поэзия В. С. Соловьева. *Поэты 1870-х годов и проблема эпигонства в литературе
(С. Я. Надсон, А. А. Апухтин, К. С. Случевский).
*Русская поэзия и предвестье европейского символизма; представление о декадансе
(Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).
Стихотворения: А. Н. Плещеев. «Вперед! без страха и сомненья...»; А. Н. Майков.
«Весна! выставляется первая рама...»; Козьма Прутков. «Когда в толпе ты встретишь
человека...», А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...»; А. К. Толстой. «Средь
шумного бала, случайно...», «Против течения», «История государства Российского от
Гостомысла до Тимашева»; В. С. Соловьев. «Ех оriente luх».
Литературоведческие понятия: антологическая лирика, декаданс, мотив, символизм,
эпигонство.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Лирический герой Тютчева. Мечта о России будущего, философская лирика Ф. И.
Тютчева. Пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей. Пантеизм и
космизм как поэтическое мироощущение. Любовная лирика и мир философских идей; стихи
«Денисьевского Цикла». Немецкая натурфилософия и национальная русская поэзия.
Политическая лирика поэта-философа.
*Творчество Тютчева в литературной критике и литературоведении.
Стихотворения: «Silеntium!», «Эти бедные селенья...», «Не то, что мните вы,
природа», «К Ганке», «Природа-сфинкс...», «О, как убийственно мы любим...»,
«Последняя любовь», «Все отнял у меня казнящий Бог...»
Литературоведческие понятия: поэтический цикл, философская лирика.
А. А. ФЕТ
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике
Фета. Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. Поэтизация быта.
Атеизм как жизненная позиция поэта и религиозные переживания его лирического героя.
Особенности построения лирического сюжета. Пейзажная миниатюра и философская глубина.
Роль анафоры, кольцевой композиции и назывных предложений в создании художественного
мира произведения.
*Творчество Фета в литературной критике и литературоведении.
Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непогода - осень - куришь...», «Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...»,
«Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...»,
«Ещё майская ночь...».
Литературоведческие понятия: анафора, кольцевая композиция, лирическая картина
мира, лирический сюжет, миниатюра, пейзажная лирика.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (15 ч)
Личность писателя. «Гоголевский период» русской литературы и формирование
Достоевского как писателя. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Преодоление
натуральной школы. Утопические взгляды молодого Достоевского и его художественный мир.
Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном герое»,
проблема взаимодействия личности и социальной среды в романе «Идиот». Социальнополитические идеи и события в романе «Бесы». Художественное провидение Достоевским
грядущих катастроф. Полемика с Н. Г. Чернышевским (роман «Что делать?») и Н. С. Лесковым
(«Некуда»). Роман «Братья Карамазовы». Семья Карамазовых. Нравственно-философская
проблематика романа. Легенда о Великом инквизиторе в контексте романа. Детский мотив в
романе. Христианство и гуманизм в художественной философии Достоевского. Достоевский-
8
публицист. «Дневник писателя». «Пушкинская речь». Достоевский и европейская литература:
Ч. Диккенс. «Рождественская история».
Роман «Преступление и наказание». Свобода человеческого выбора и влияние среды.
Страдающий и мыслящий герой. Система персонажей произведения. Герой-идеолог: образ
Родиона Раскольникова. Диалогизм и полифония. Хронотоп как способ выражения авторской
позиции. Образ Петербурга в романе. Религиозно-философский мотив в романе.
Проблематика, конфликт и идея произведения. Психологизм Ф. М. Достоевского.
Художественные открытия писателя.
*Творчество Достоевского в литературной критике и литературоведении.
Произведения: «Преступление и наказание», *«Идиот» (в обзоре) *«Бесы» (в обзоре),
*«Записки из подполья» (главы).
Литературоведческие понятия: герой-идеолог, диалогизм, полифония, роман как
жанр, фантастический реализм.
Л. Н. ТОЛСТОЙ (23 ч)
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Творчество Л.
Н. Толстого — вершина в поступательном развитии русской литературы XIX века. Темы
детства, чистоты, естественности, правды в ранней прозе писателя («Детство», «Отрочество»,
«Юность»). Военная тема («Севастопольские рассказы»). Образ Кавказа («Казаки»).
Морализм, нравственная философия и реалистическая манера повествования: гармоничное
сочетание несочетаемого в поэтике Толстого.
Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого:
«Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор).
Назидательность и художественность: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат».
Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура
его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд
Киплинг. «Маугли», Г. де Мопассан «Милый друг».)
«Война и мир». Роман-эпопея. Особенности жанра. Смысл названия. Сюжетное
построение. Особенности композиции. Система персонажей. Правдоискатели в мире героев
Толстого. «Диалектика души»: мастерство Толстого в создании человеческого характера.
Семья как ценность и среда формирования личности. Общество и община как «муравьиное
братство». Историко-философские отступления. «Мысль народная» в романе. Наполеон и
Кутузов в изображении Толстого. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Анна
Каренина». Патриархальный идеал в художественной картине мира. Религиозно-социальный
утопизм: литературное и публицистическое творчество позднего Толстого.
*Творчество Л. Н. Толстого в европейском контексте: французский натурализм,
английский декаданс и постромантизм.
*Творчество Толстого в литературной критике и литературоведении.
Произведения: «Война и мир», *«Анна Каренина» (главы), «Детство» (повторение),
«Хаджи Мурат», «Севастопольские рассказы»
Литературоведческие понятия: роман-эпопея, положительный герой, постромантизм,
историософия.
А. П. ЧЕХОВ (15 ч)
Личность писателя, творческий путь. Чехов-юморист. Чехов-сатирик. Кризис жанра
романа и расцвет малой литературной формы. Жанровое разнообразие раннего Чехова:
сценка, фельетон, юмореска. Соединение юмора с лиризмом: переход в новое литературное
качество. Философское
наполнение пейзажа: повесть «Степь». Ритм прозаического повествования. Образ
рассказчика. Рассказчик-герой. Трагизм веселого писателя: «Палата № 6». Авторская позиция
в рассказе.
«Средний человек»— герой чеховской прозы. Проблема идеала в творчестве Чехова:
«...по капле выдавливать из себя раба» (трилогия «Человек в футляр, «Крыжовник», «О
любви»).
9
Особенности драматургии Чехова: бытовой фон и символический подтекст.
Лирическая комедия «Вишневый сад». Особенности жанра. «Дворянское гнездо»
Раневской и Гаева. Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова.
Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Поэтический образ вишневого
сада в произведении. Значение образов-символов в пьесе. Новаторство Чехова-драматурга.
Поэтика Чехова-драматурга
*Проза Чехова в европейском контексте: «Пышка» Ги де Мопассана.
*Творчество Чехова в литературной критике и литературоведении.
Произведения: «Студент», «Анна на шее», «Степь»,
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Вишневый сад»,
*«Чайка» (в обзоре).
Литературоведческие понятия: драматическое, комическое, модерн, рассказчик,
сценка, фельетон, юмореска.
Мировое значение русской классической литературы (2 ч)
Итоговые уроки и итоговый контроль (4 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»
11 класс
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
Литература XX века — наследница всех ветвей русской национальной культуры:
духовно-нравственной, революционно-активной и философско-смеховой, лишь в
совокупности отражающих многообразный русский национальный характер. Русская
литература конца XIX— начала XX века (1890—1917) Социально-политические особенности
эпохи. Наука и культура рубежа веков. Литературные направления: реализм (темы и герои
реалистической литературы; жанры и стилевые особенности реалистической прозы; понятие
неореализма); модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские писатели.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Поэтические индивидуальности Серебряного века (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. Ф.
Анненский, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин). *Проза русских
символистов (Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, А. Белый). Литературоведческие понятия:
модернизм; модернистские течения в литературе; жанры лирики.
А. А. БЛОК
Лирика Блока как ≪трилогия вочеловечения≫, как ≪роман в стихах≫: своеобразие
композиции, место стихотворения в цикле, сборнике, книге, томе. Эволюция лирического
героя. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. Любовь-ненависть —
формула отношения к миру. Величие и трагедийность выбора, совершаемого лирическим
героем. ≪Страшный мир≫ в поэзии Блока. Мотив безысходности, утраты абсолюта.
≪Рождение человека ≪общественного≫ ценою утраты части души≫. Россия в лирике Блока.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Предчувствую
Тебя...», «Мне страшно с Тобою встречаться...», «Незнакомка», «Фабрика», «О весна, без
конца и без краю...», «Снежная маска», «Кармен», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На
железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Соловьиный сад», «На поле
Куликовом», «Россия». Особенность поэтического стиля лирики: ассоциативный характер
метафор, новизна ритмики, своеобразие символизма. Поэма «Двенадцать». Революция как
внерассудочная, не знающая норм и правил стихия. Неотвратимость революции как страшной
необходимости. Крушение гуманизма и предвидение нового обретения Христа.
Контрастность и дисгармония как основы стиля поэмы. Мотив пути как композиционный
стержень произведения. Образы-эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике
поэмы. Литературоведческие понятия: ассоциативная метафора, символ; ритмика; дольник.
М. ГОРЬКИЙ
10
Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Поиск положительного героя.
Романтические рассказы. Проблема творческого метода раннего Горького: романтический
реализм. Драма «На дне». Социальное и философское в пьесе. Чеховские традиции в
драматургии Горького. Своеобразие системы образов драмы. Социальный критицизм
Горького. Философская проблематика: проблема веры; различное пони- мание правды в драме
(позиции Сатина, Луки и Бубнова). Неоднозначность смыслового итога пьесы. Горькийпрозаик. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш».
*Л. Н. АНДРЕЕВ
Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Эволюция художественного
метода от реализма к неореализму и символизму. Рассказ «Ангелочек», «Рассказ о семи
повешенных», повесть «Иуда Искариот» . Литературоведческие понятия: неореалистические
художественные методы, экспрессионизм.
И. А. БУНИН
Личность писателя. Бунинская концепция мира и человека. Восприятие жизни как
величайшего дара и осознание ее трагической хрупкости. Художественный мир писателя.
Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Своеобразие
бунинского неореализма. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»,
сборник «Темные аллеи» Сюжетная организация рассказов Бунина. Точка зрения персонажа
и авторская точка зрения. Пространственная и временная организация рассказов. Предметная
детализация бунинского текста. Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса
≪дворянских гнезд≫ («Антоновские яблоки») к кризису человеческой цивилизации
(≪Господин из Сан-Франциско≫). Любовь и смерть в художественном мире Бунина. Бунин
как один из лучших стилистов в русской литературе XX века. Литературоведческие понятия:
расширение представлений о реализме; разновидности предметной изобразительности
(портрет, интерьер, бытовая деталь, речевая характеристика); ритм в прозаическом
произведении.
Поэзия Бунина
А. И. КУПРИН
Личность писателя. Неореализм А. И. Куприна в контексте традиции русской
литературы. Драматичные страсти в повседневной жизни. Социально-нравственные
проблемы произведений «Олеся», «Поединок». Лиризм писателя. Жизнеутверждающая сила
любви в повести «Гранатовый браслет». Сюжет и композиция произведения. Социальное,
нравственное, мистическое в повести. Художественная роль музыки в произведении.
Литературоведческие понятия: традиция и новаторство в литературе, тематика и
проблематика произведения, психологизм, умственная деталь, язык искусства.
С. А. ЕСЕНИН
Личность поэта. Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины.
Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная
искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке
послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединенности со своей
родиной и народом в стихах Есенина 1920-х годов. Эволюция лирического героя поэта.
Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя.
Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы. Поэма
«Анна Снегина» в контексте творчества поэта. Исторический фон произведения. Личная
судьба и судьба народная как предмет изображения поэта. Стихотворения: «В хате», «Гой ты,
Русь моя родная...», «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога...», «Я покинул
родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача!..», «Письмо матери», «Русь советская»,
«Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим
понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гори, звезда моя, не падай...», «Отговорила роща
золотая...», «Синий туман, снеговое раздолье...». Поэмы: «Анна Снегина», *≪Черный
человек≫. Литературоведческие понятия: ≪избяной космос≫ в русской поэзии XX века.
В. В. МАЯКОВСКИЙ
11
Противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути.
Свежесть и сила поэтического слова в дооктябрьской лирике поэта. Мир большого города в
лирике Маяковского. Антивоенный и антимещанский пафос стихотворений. Бунтарство и
одиночество лирического героя. Стихотворения: «Утро», «Ночь», «Адище города», «А вы
могли бы?», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»,
«Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!». Поэма «Облако в штанах».
Социальный критицизм и интимно- лирическое начало в поэме. Трагическое мироощущение
лирического героя поэмы. Поэтическое новаторство Маяковского: обновление поэтической
лексики, приемы развернутой и реализованной метафоры, новизна ритмико-интонационного
строя. ≪Штурм социалистического рая≫ в лирике революционных и послереволюционных
лет. Понимание Маяковским назначения поэта в революционной действительности. Тема
любви в творчестве поэта. Стихотворения: «Левый марш», «Товарищу Нетте—пароходу и
человеку», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором
о поэзии». Своеобразие сатиры Маяковского. Политическая и эстетическая левизна
Маяковского. Постепенное осознание противоречивости общекультурной ситуации.
Канонизация ранее найденных художественных приемов. Декларативность лирики. Поэма
«Хорошо!». «Вступление к поэме «Во весь голос» — честный и искренний итог жизненного и
творческого пути. Роль Маяковского в развитии русской поэзии. Литературоведческие
понятия: тонический стих.
А. А. АХМАТОВА
Личность поэтессы. Изображение женской судьбы и психологии в ранней поэзии А.
Ахматовой. Эволюция лирической героини. Гражданский пафос поэзии Ахматовой.
Трагический путь женщины- поэта. Соединение обыденной детали с глубиной чувств
лирической героини. Исторические или литературные герои, друзья-современники в
произведениях Ахматовой. Пушкин и Блок в лирике Ахматовой. Христианские мотивы
творчества. Голос Ахматовой— голос всего русского народа, голос его совести, его веры, его
правды. Стихотворения: «Песенка», «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни
такие...», «Я научила женщин говорить...», «Пушкин», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне
ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная
земля» и др. (по выбору учителя и учеников). Поэма «Реквием», *≪Поэма без героя≫.
Литературоведческие понятия: стилизация, отстранение, лирическая новелла, цикл.
М. И. ЦВЕТАЕВА
Судьба и творчество Цветаевой. Романтическая основа лирики. Доэмигрантский
период: тема любви, тема поэта и поэзии, тема родины. Краски, ритмика, лексика, характер
лирической героини юношеских стихов. Эволюция цветаевской поэтики (≪Версты≫).
Безмерность чувств. ≪Стихи о Москве≫. Эволюция темы родины в творчестве поэта. От
восторженного преклонения перед Москвой к отречению от нее в период революции и
Гражданской войны. Трагедийное звучание ≪Лебединого стана≫. Фольклорные мотивы в
лирике Цветаевой. Тема поэта и поэзии. Лирические посвящения поэтам, создание
обобщенного образа Поэта, как некоего чуда (≪Стихи к Блоку≫, посвящения Ахматовой,
Мандельштаму и др.). Эмигрантский период: трансформация основных мотивов поэзии.
≪Всемирная отзывчивость≫ лирической героини. Острота конфликта с миром в стихах
периода эмиграции. ≪Безмерность в мире мер≫. Стихотворения: «Молитва», «Идешь, на
меня похожий...», Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Говорила мне бабка
лютая...», «Кабы нас с тобой да судьба свела...», «Дон», «Стенька Разин», «Если душа родилась
крылатой...», «Поэты», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи к Блоку»,
«Стихи к Пушкину», «Прокрасться...», «Душа», «Жизни», «Тоска по Родине! Давно...»,
«Читателям газет», «Стол», «Куст» и др. (по выбору учителя). Поэма: «Поэма конца».
Литературоведческие понятия: мифопоэтика и компоненты поэтического ритма. Очерк «Мой
Пушкин».
*Е. И. ЗАМЯТИН
12
Своеобразие личности и художественного мира Е. Замятина. Уездное как сквозная тема
творчества писателя. Трагическая концепция личности в рассказе «Пещера». Временна я и
пространственная организация рассказа. Метафоричность. Система персонажей; своеобразие
замятинского психологизма. Выразительность речевых характеристик. Конструктивная
жесткость и экспрессивная сила деталей. Роман «Мы». Антиутопический мир на страницах
романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой антиутопии; центральный
конфликт романа. Прогностическая сила романа. Литературоведческие понятия:
экспрессионизм, жанр антиутопии. Идея исторического процесса в советской литературе.
Концепция человека и истории в романах советских писателей (А. Чапыгин, А. НовиковПрибой, С. Сергеев-Ценский). Роман А. Н. Толстого «Петр Пёрвый». Становление личности
в эпохе. Проблема соотношения личности и народных масс. Особенности изображения
исторической эпохи. Способы создания характеров. Язык и стиль романа. Понимание истории
в творчестве писателей русского зарубежья. Роман М. Алданова «Святая Елена, маленький
остров». Пушкинская традиция изображения человека, оказавшегося на перекрестках
истории. Своеобразие исторической прозы Ю. Тынянова. Понимание истории и проблема
соединения документа и вымысла в рассказе «Поручик Киже», в романе ≪Пушкин≫ (обзор).
Литературоведческие понятия: историзм в литературе, жанр исторического романа в XX веке.
М. А. БУЛГАКОВ
Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести
≪Собачье сердце≫ и романе «Белая гвардия». Философско-этическая проблематика романа
«Мастер и Маргарита». Библейский сюжет и его интерпретация. Особенности сатиры в
романе. Своеобразие и роль фантастики в романе. Тема судьбы и личной ответственности в
романе. Судьба художника. Лирическое начало в романе. Бессмертие любви и творчества.
Экзистенциальная проблематика романа. Композиция произведения. Особенности жанра.
Традиции Гоголя, Щедрина и Достоевского в творчестве Булгакова. Связь романа ≪Мастер и
Маргарита≫ с традициями мировой литературы. Литературоведческие понятия: философскомифологическая литература. Булгаков- драматург. Пьеса «Дни Турбиных».
И. С. ШМЕЛЁВ
Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Судьба и личность
И. Шмелева. Роман «Лето Господне». Тема постижения ребенком Божьего мира.__
Красочность описаний, портретов. Образы людей из народа. Своеобразие языка (сочетание
народной, библейской и литературной лексики). Изображение русского национального
характера в рассказах «Мартын и Кинг» и «Небывалый обед».
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1930—1950-Х ГОДОВ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Литературный процесс 1930-х годов. Пафос революционного преобразования
действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе.
Постановление ЦК ВКП(б) о роспуске РАПП и других литературных объединений и создании
единого Союза писателей СССР. Первый съезд писателей (его положительное и
отрицательное значение для развития русской литературы). Социалистический реализм:
история возникновения; политические и эстетические принципы. Репрессии 1930-х годов и
личные судьбы писателей. Писатели русского зарубежья и андеграунда— продолжатели
традиций русской классической литературы XIX столетия и Серебряного века. Развитие
русской идеи соборности и духовности, всеединства и любви в творчестве писателейэмигрантов. Русская литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Идеи
патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагедийного начала в
отечественную литературу. Постановление ЦК ВКП(б) ≪О журналах ≪Звезда≫ и
≪Ленинград≫. Нормативность в эстетике 1940—1950-х годов. Теория бесконфликтности.
Жанры литературы 1930—1950-х годов. Производственный роман (В. Катаев. ≪Время,
вперед!≫, Ф. Гладков. ≪Энергия≫, И. Эренбург. ≪День первый≫ и др.) как важнейший жанр
литературы социалистического реализма. ≪Соть≫ Л. Леонова и ≪Люди из захолустья≫ А.
Малышкина как высшее достижение жанра и преодоление его канонов. Роман воспитания.
Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского ≪Как закалялась
13
сталь≫ и А. Макаренко ≪Педагогическая поэма≫. Роман М. Шолохова ≪Поднятая целина≫.
Философский роман (М. Пришвин. ≪Кащеева цепь≫, Л. Леонов. ≪Evgenia Ivanovna≫, М.
Булгаков. ≪Мастер и Маргарита≫. Юмористическая и сатирическая литература.
Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова (≪Двенадцать стульев≫, ≪Золотой
теленок≫). ≪Грустная сатира≫ А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко. Творчество М.
Зощенко (≪Аристократка≫, ≪Бедность≫, ≪История болезни≫, ≪Баня≫, ≪Гости≫,
≪Качество продукции≫, ≪Дама с цветами≫ и др. рассказы 1920-х годов). Своеобразие
юмора и сатиры Зощенко. Герой Зощенко: его социальный статус и мироощущение. Сказовое
начало в рассказах писателя. Автор и рассказчик. Речевые характеристики рассказчика и
персонажей. Комизм положений и речевой комизм. Истоки и важнейшие особенности языка
произведений Зощенко. Язык Зощенко как выражение своеобразия эпохи. Рассказы Тэффи
(≪Ке фер?≫, ≪Городок≫, ≪День≫, ≪Маркита≫, ≪Доктор Коробко≫, ≪Яго≫, ≪Мать≫,
≪Слепая≫, ≪Где-то в тылу≫, ≪Гурон≫). Мастерство психологических характеристик
персонажей. Грустный юмор рассказов писательницы. Поэзия военных лет. М. Исаковский,
А. Сурков, К. Симонов, П. Антокольский и др. Проза 1940-х годов о Великой Отечественной
войне. Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о
войне (≪Молодая гвардия≫ А. Фадеева, ≪Звезда≫ Э. Казакевича, ≪В окопах Сталинграда≫
В. Некрасова, ≪Спутники≫ В. Пановой). Усиление догматизма и нормативности в советской
литературе конца 1940-х годов. Творчество писателей русского зарубежья. Христианские
философско- художественные произведения И. Шмелева, Б. Зайцева. Тема любви и смерти в
позднем творчестве И. Бунина (≪Темные аллеи≫). ≪Парижская нота≫ и поэтические
открытия Б. Поплавского. Традиции Достоевского в романе Н. Набокова ≪Мнимые
величины≫. Литературоведческие понятия: разновидности комического, сказ как стиль
повествования и как жанр, сюрреализм.
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Основные этапы творчества. ≪Тоска по мировой культуре≫ как определяющая
особенность творчества Мандельштама. Своеобразие эстетики Мандельштама, отношение к
слову. Архитектурная точность, вещественность в поэтике ≪Камня≫. Значение историкокультурных реминисценций. Проблема разрыва культурных эпох. Особенности поэтики
Мандельштама 1920-х — начала 1930-х годов. Цикл ≪Тristiа≫. Концепция ≪осевого
времени≫. Поэт и его век. Лирический герой последних произведений Мандельштама
(≪Московские стихи≫, ≪Воронежские тетради≫). Стихотворения: «Я изучил науку
расставанья...», «Отравлен хлеб и воздух выпит...», «Ласточка», «Я не слыхал рассказов
Оссиана...», «Я не увижу знаменитой Федры...», «Я слово позабыл, что я хотел сказать...»,
«Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова...», «Импрессионизм», «Век»,
«Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою не чуя
страны...», «Ода» (по выбору учителя и учеников). Литературоведческие понятия:
литературно-мифологические ассоциации.
*М. М. ПРИШВИН
Личность писателя. Фольклорно-≪этнографический≫ путь писателя в литературе (≪В
краю непуганых птиц≫, ≪За волшебным колобком≫, ≪Черный араб≫). Становление
философской концепции творческой личности, находящейся во внутренней гармонии с
миром, в романе «Кащеева цепь» и повести «Журавлиная родина». Художественное
воплощение проблемы смысла жизни в повести «Жень-шень». Решение темы любви в поэме
в прозе ≪Фацелия≫ и в посмертно изданной книге ≪Мы с тобой≫. Соединение философии,
лирики и наблюдений ученого-натуралиста в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза
земли» и др. Литературоведческие понятия: жанр лирической миниатюры.
В. В. НАБОКОВ
Личность и творческий путь писателя. Феномен двуязычия и его влияние на стилистику
Набокова. Своеобразие_художественного мира писателя. Гносеологическая проблематика его
произведений. Герои Набокова. Роман «Приглашение на казнь». Сюжет романа. Система
персонажей и предметный мир. Металитературные аспекты произведения. Литературный
14
прием как главный герой набоковской прозы. Виртуозность словесной техники Набокова.
Многообразие интерпретаций романа. Литературоведческие понятия: авторская ирония,
иллюзия, метаконструкция, образ автора, палиндром.
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Личность и творческий путь поэта. Раннее творчество (ОБЭРИУ, книга ≪Столбцы≫,
1929): мир, полный ≪неуклюжего значения≫; художественный эксперимент и гротеск в
лирике поэта. Олицетворение как конструктивный прием поэзии Н. Заболоцкого. Творчество
поэта после 1933 года: натурфилософская поэзия, проблемы гармонии человека и природы,
места человека в мироздании, бессмертия личности. Эволюция в сторону ≪неслыханной
простоты≫ поздней лирики. Стихотворения: «Новый быт», «Движение», «Ивановы», «Рыбная
лавка», «Лицо коня», «В жилищах наших», «Я не ищу гармонии в природе...», «Вчера, о
смерти размышляя...», «Метаморфозы», «Уступи мне, скворец, уголок...», «Завещание»,
«Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Не
позволяй душе лениться...» (по выбору учителя и учеников). Литературоведческие понятия:
натурфилософская поэзия, понятие о медитативной лирике.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Формирование личности поэта. Образ дороги — характерный лейтмотив творчества А.
Твардовского. Поэма ≪Страна Муравия≫. Сказочно-фольклорный характер поэмы.
Сложность исканий Моргунка, воплощенная в духе классических традиций русской поэзии.
Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Теркин» (повторение).
Сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Теркин— воплощение русского
национального характера. Проблема соотношения автора и героя. Жанр поэмы. И. Бунин о
поэме ≪Василий Теркин≫. Поэма «По праву памяти» — лирическая исповедь поэта. Поэма
«За далью — даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, тема
ответственности человека за происходящее, неусыпной памяти. Лирический герой и
историческая реальность. Идейно-художественная эволюция Твардовского. Язык и стиль
поэмы. Связь публицистических и лирико-исповедальных черт стиля. Лирика Твардовского.
«Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Береза».
Исповедальность лирики поэта, сопряжение биографического и общечеловеческого.
Деятельность А. Т. Твардовского на посту главного редактора ≪Нового мира≫. Значение
творчества Твардовского для русской литературы. Литературоведческие понятия: пафос,
стиль, хронотоп.
А. П. ПЛАТОНОВ
Личность писателя. Своеобразие художественного мира Платонова. Основные
лейтмотивы платоновской прозы: мотив дороги, мотив сиротства, мотив смерти, тоска по
абсолюту; образ странника. Своеобразие художественного пространства произведений
Платонова. Самозабвенный по иск истины, смысла всего сущего героями Платонова.
Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Платонова. Рассказ
«Сокровенный человек», повесть «Котлован». Философская глубина произведений.
Принципы создания портрета и пейзажа. Символика в произведениях писателя. Стилевая
неповторимость прозы Платонова. Язык Платонова: истоки и важнейшие законы.
Литературоведческие понятия: философская проза, мотив, символика литературного
произведения, многообразие языковых приемов в литературе XX века. Д. Оруэлл «1984» роман-антиутопия, исторические параллели.
М. А. ШОЛОХОВ
Личность писателя. Развитие толстовской традиции эпического изображения судьбы
народа в романистике Шолохова. Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору
учителя и учеников). Роман «Тихий Дон». Мир донского казачества в романе. Система
персонажей. Поиски правды. Проблема ≪общей≫ и ≪частной≫ правды. ≪Мысль
семейная≫ в романе. Женские образы. Тема материнства. Трагедия Григория Мелехова.
Природное и социальное в личности героя. Конкретно-историческое и общечеловеческое в
романе. Мастерство Шолохова-художника. Функции портрета, пейзажа, массовых сцен в
15
романе. Драматургические принципы в эпическом произведении. Своеобразие языковой
манеры Шолохова. Сюжетно-композиционная многоплановость ≪Тихого Дона≫.
Своеобразие жанра романа-эпопеи в творчестве Шолохова. Роман «Поднятая целина». Две
части романа — взгляд на события коллективизации с позиций современности и временно го
расстояния. Реализм и идеализация. Система образов романа: большевики и крестьяне. Роль
вставных новелл и лирических отступлений во второй книге. Споры о романе. Рассказ «Судьба
человека» (повторение). Трагическое описание войны. Гуманизм рассказа. Своеобразие
композиции. Литературоведческие понятия: жанр романа-эпопеи, трагическое в литературе.
Б. Л. ПАСТЕРНАК
Личность писателя. Творческий путь и особенности мироощущения поэта. Сила и
интенсивность контакта лирического героя с миром. Мгновенье и вечность, быт и мироздание
в поэзии Пастернака. Художник и время. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и
плакать...», «Метель», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Плачущий сад», «Душная
ночь», «Сестра моя—жизнь и сегодня в разливе...», «О, знал бы я, что так бывает...», «На
ранних поездах», «Ночь», «В больнице», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть
знаменитым некрасиво...», Зимняя ночь», «Гамлет», «На Страстной», «Единственные дни» и
др. (по выбору учителя и учеников). Своеобразие метафоры Пастернака. Роль предметной
детали в его поэзии. Мастерство звукописи. Лирический роман «Доктор Живаго» (общая
характеристика романа с рекомендациями для самостоятельного чтения). Судьбы русской
интеллигенции и своеобразие оценки исторических событий в романе. Поэтическая природа
прозы Пастернака. ≪Доктор Живаго≫ как ≪лирическая автобиография≫ поэта (Д. С.
Лихачев). Судьба писателя и его романа. Литературоведческие понятия: лирический роман.
*ПОСЛЕВОЕННАЯ ПОЭЗИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (ОБЗОРНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ)
Характеристика второй волны русской эмиграции. Проблематика творчества И.
Елагина: трагедия войны; ужас цивилизации; тема России. Сочетание реалистическихи
условно-гиперболизированных образов. Живописность и графичность стихов поэта. Циклы
≪По дороге оттуда≫, ≪Дракон на крыше≫, ≪В зале Вселенной≫. Поэма ≪Звезды≫.
Постижение тайн жизни через слово— характерная особенность поэзии Н. Моршена. Тема
поэта и поэзии в стихотворениях ≪Волчья верность≫, ≪Былинка≫, ≪Умолкший
жаворонок≫. Поиск внутреннего смысла слова в стихотворениях ≪Многоголосый
пересмешник≫, ≪Белым по белому≫. Оправдание смысла жизни в стихотворениях ≪Мир
стихотворца глазами Панглоса≫ и ≪О звездах≫.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1960-Х ГОДОВ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Активизация общественной и литературной жизни в стране в 1950-е годы в связи со
смертью И. В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии, период так
называемой оттепели. Обретение ≪второго дыхания≫ писателями старшего поколения.
Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Появление новых
литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом
реализме, об идеальном герое, о проблеме ≪самовыражения≫, об искренности в литературе.
≪Оттепель≫ И. Эренбурга, тетралогия ≪Братья и сестры≫ Ф. Абрамова , произведения А.
Яшина, В. Тендрякова. Роль ≪возвращенной≫ отечественной литературы (произведения Е.
Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Ахматовой, В. Гроссмана, Б.
Пастернака и др.) и литературы русского зарубежья (произведения И.Шмелева, Д.
Мережковского, З. Гиппиус, М. Алданова и др.) в этом процессе. Развитие так называемой
лагерной темы в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова. Начало творчества И. Бродского.
Роль литературно- художественных журналов в литературном процессе. Журнал ≪Новый
мир≫. Литературно-эстетические явления 1950—1990-х годов. Признание правомерности
художественного многообразия в литературе. Преодоление нормативизма, догматизма,
иллюстративности. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути.
Усложнение художественных конфликтов. Отказ от одного типа героя, появление наряду с
положительными так называемых амбивалентных героев. Постановка общечеловеческих и
16
религиозно-нравственных проблем в литературе. Усиление аналитических начал, связанное с
осмыслением героического и трагического пути России в XX веке. Возникновение так
называемой ≪громкой≫ и ≪тихой≫ лирики; ≪городской≫ и ≪деревенской прозы≫. Проза
В. М. Шукшина. Проблема народа как центральная в его творчестве. Создание
многообразного народного национального характера, утверждение права человека на
индивидуальность и уважение («Чудик», ≪Жена мужа в Париж провожала≫). Изображение
трагедии нереализованных возможностей, неприятие зла, бездуховности (рассказы по выбору
учителя и учеников).
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН
Изображение русского национального характера и судьбы России в мировой истории—
основная тема творчества А. Солженицына. ≪Узловой≫ принцип сюжетно-композиционного
построения произведений писателя. Философия языка писателя. ≪Словарь языкового
расширения≫. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Изображение ≪системы≫
тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характера.
Сюжетные и композиционные особенности. Рассказ «Матренин двор». Смысл
первоначального заголовка ≪Не стоит село без праведника≫. Праведница Матрена и
традиции житийной литературы. Противостояние людей и ≪паразитов несочувственных≫ в
системе образов рассказа. ≪Матренин двор≫ и ≪деревенская проза≫ 1960—1970-х годов.
Проблемы жизни и смерти, выбора и ответственности в романистике писателя (≪Раковый
корпус≫). Автобиографичность и художественный вымысел. Реализм и символика. Общая
характеристика эпопеи ≪Красное колесо≫. «Крохотки» как жанр философских миниатюр.
Литературоведческие понятия: жанр жития, национальный характер, историзм повествования.
Роман «Архипелаг ГУЛаг»(фрагменты) (абзац введен Приказом Минобр науки России от
31..08. 2009 №320). Статья «Жить не по лжи».
В. Т. ШАЛАМОВ
Трагическая судьба писателя. Проблема нравственного выбора личности в условиях
абсолютной несвободы в ≪Колымских рассказах≫ и других книгах писателя. Полемика с Ф.
М. Достоевским и А. И. Солженицыным по вопросу о роли ≪лагерного опыта≫ в жизни
человека («Красный крест»). Понятие ≪самого последнего≫ в жизни заключенного
(«Выходной день»). Природное и человеческое в рассказе «Стланик». Притчевое начало малой
прозы писателя. Литературоведческие понятия: притча.
В. Г. РАСПУТИН
Личность писателя. Проблематика творчества: память и беспамятство; человек и
природа; человек и малая родина. Мотив покаяния. Повесть «Прощание с Матѐрой». История
и современность в повести. Система персонажей. Своеобразие художественного
пространства. Роль символики. Трагедия современной жизни России в рассказе ≪Нежданнонегаданно≫. Традиции русской классики в прозе В. Распутина. Языковое мастерство
писателя. Творчество Распутина как высший этап ≪деревенской прозы≫.
Литературоведческие понятия: ≪деревенская проза≫. Творческие параллели в романе Э.
Хемингуэя «Старик и море».
В.П.АСТАФЬЕВ
Повесть «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы. Экология человеческой
души.
*Ю. В. ТРИФОНОВ
Нравственная проблематика творчества Трифонова и ее перекличка с произведениями
писателей-≪деревенщиков≫. Повесть «Обмен». Бытовой, нравственный и социальноисторический смысл названия повести. Способы изображения внутреннего мира
современного горожанина. Чеховские традиции в творчестве Ю. Трифонова. История и
современность в романе ≪Старик≫. Влияние творчества Ю. Трифонова на ≪городскую
прозу≫ последующих поколений. Литературоведческие понятия: ≪городская проза≫.
ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
17
Три потока военной прозы: художественно-документальная, героико-эпическая, судьба
отдельного человека. Развитие толстовской реалистической и гоголевской романтической
традиций в современной военной литературе. Антивоенный пафос военной прозы. Значение
рассказа М. А. Шолохова ≪Судьба человека≫ для решения в литературе 1950—970-х годов
проблемы ≪человек на войне≫. Художественно- документальные произведения о Великой
Отечественной войне. В.Некрасов «В окопах Сталинграда»; А. М. Адамович и Д. А. Гранин.
≪Блокадная книга≫. Историческая правда и мастерство художественного обобщения.
Эпическое изображение войны в романах К. М. Симонова ≪Живые и мертвые≫ и В. С.
Гроссмана ≪Жизнь и судьба≫. Толстовские традиции. Тема гуманизма на войне.
Философское восприятие войны как мировой битвы демократии и тоталитаризма. Авторское
слово в романах Симонова и Гроссмана. Лирическая фронтовая повесть (≪лейтенантская
проза≫). Повести Г. Я. Бакланова ≪Пядь земли≫ и К. Д. Воробьева ≪Убиты под Москвой≫.
Проблема нравственного выбора человека на войне. Роман Ю. В. Бондарева «Горячий снег»:
от традиций ≪лейтенантской прозы≫ к эпическому повествованию. Испытание жизненной
позиции человека в условиях войны. Проблема подвига на войне. Романтическое восприятие
войны в повести Б. Л. Васильева ≪А зори здесь тихие...≫. Народный взгляд на войну. Прием
несобственно-прямой речи. Романтизация конфликта и образов героев в повести. Новаторское
построение романа В. О. Богомолова ≪В августе сорок четвертого...≫: введение в
повествование разных точек зрения, документов — служебных записок, военных сводок и т.
д. Решение философско-этических проблем, связанных с войной, в прозе В. В. Быкова.
Повесть ≪Сотников≫. Проблема выбора. Проблема нравственного подвига. Система
персонажей. Приемы раскрытия внутреннего мира человека. Своеобразие композиции и
сюжета. Христианские мотивы в повести. Творчество В. Л. Кондратьева. Повесть ≪Сашка≫.
Герой повести. Композиция и ее роль в раскрытии характера Сашки. Испытание властью,
любовью и дружбой. Проблема гуманизма на войне. Проза о войне 1980—990-х годов.
(Подробно изучается одно произведение по выбору учителя и учеников.)
Литературоведческие понятия: понятие лирической и романтической фронтовой прозы,
притчевого повествования о войне.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ И ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ
(ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Многообразие стилей и поэтических школ—основная черта современной поэзии.
Проблема традиции в поэзии последних десятилетий XX века. Гражданская лирика поэтовшестидесятников и традиции В. Маяковского. Публицистический характер лирики.
Ориентация на слушателя, новизна взаимоотношений поэта с аудиторией. Общее и
индивидуальное в лирике А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б.
Ахмадулиной. Сила и слабость ≪эстрадной поэзии≫, ее значение в расширении диапазона
художественных средств и дальнейшей демократизации русского стиха. ≪Тихая лирика≫.
Поиск национальной почвы, мотив возвращения к истокам. Тревога за судьбы мира.
Обращение к традициям русской поэзии XIX века. Развитие есенинских и блоковских
традиций в творчестве Н. М. Рубцова. Концепция ≪тихой≫, ≪смиренной≫ родины («Тихая
моя родина», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою...»). Философия покоя в
лирике. Образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя; мотивы
самобытности и духовного богатства Руси («Видения на холме», «Душа хранит»). Поэзия и
красота деревенского лада. Драматизм, трагедийность мироощущения поэта и его тяга к
гармонии. Единство общей тональности и неповторимость индивидуальных поэтических
стилей Н. Рубцова, Ю. Кузнецова. Соединение реалистических и постмодернистских
традиций в поэзии Ю. Кузнецова. Экзистенциальные трагические мотивы стихов поэта.
Постмодернистская поэзия Д. Пригова, И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова и других
поэтов нового поколения. Классические традиции в современной поэзии. Сочетание
современности и классики в творчестве А. Кушнера, Г. Русакова, О. Чухонцева, Г.
Гандлевского. Перспективы поэзии XXI века. Стирание граней между течениями. Теория
литературы: постмодернизм, реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
18
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Социокультурный смысл феномена авторской песни. Авторская песня как явление
литературы. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей. Темы и герои песен Б. Ш.
Окуджавы. Ассоциативное и аллегорическое начала, тонкий лиризм — своеобразие песенного
творчества поэта. (Произведения по выбору учителя и учеников.) Тема российской истории,
войны и безнравственного общества в песнях- стихах А. А. Галича. (Произведения по выбору
учителя и учеников.) Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике
В. С. Высоцкого (≪Спасите наши души ≪Песня о нейтральной полосе≫, ≪Горизонт≫,
≪Кони привередливые≫, ≪Охота на волков≫, ≪Мы вращаем землю≫, ≪Диалог у
телевизора≫ и др. по выбору учителя и учеников). Поэзия экстремальных ситуаций.
Пространственные координаты лирики. Устойчивые образы, система контрастов. Эволюция
песенно-поэтического творчества В. Высоцкого от бытовых и сатирических произведений к
лирико-философским размышлениям о законах бытия. Значение песен В. Высоцкого в
духовной жизни 1960— 1970-х годов. Литературоведческие понятия: авторская песня как
жанр.
И. А. БРОДСКИЙ
Личность и судьба поэта. Влияние европейской поэзии на творчество Бродского.
Своеобразие видения мира в поэзии Бродского. Своеобразие ритмики и синтаксиса.
Особенности звуковой организации поэтического текста. Значение культурных
реминисценций. Философичность поэзии Бродского. Стихотворения: «Стансы»,
«Пилигримы», «Большая элегия Джону Донну», «Пенье без музыки», «Конец прекрасной
эпохи», «Почти элегия», «Я родился и вырос...», «...и при слове ―грядущее‖...», «Ниоткуда с
любовью...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Рождественская звезда», «1 января
1965 года» и др. (по выбору учителя и учеников).
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ—НАЧАЛА XXI ВЕКА (ОБЗОРНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ)
Многообразие жанрово-стилевых исканий в 1960—1990-е годы. Развитие социальнопсихологической драмы. Театр А. Н. Арбузова (≪Иркутская история≫, ≪Мой бедный
Марат≫, ≪Сказки старого Арбата≫, ≪Жестокие игры≫): обращение к общечеловеческим
темам любви, дружбы и долга. Пристрастие драматурга к ярким, неординарным ситуациям и
характерам. Театральность и зрелищность пьес Арбузова. Использование условных приемов.
Психологический театр В. С. Розова (≪Вечно живые≫, ≪В поисках радости≫, ≪В день
свадьбы≫, ≪Гнездо глухаря≫) и А. В. Вампилова (≪Старший сын≫, ≪Утиная охота≫,
≪Провинциальные анекдоты≫, ≪Прошлым летом в Чулимске≫). Философичность образнохудожественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Сопряжение
водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Драма несостоявшейся жизни
в пьесе ≪Утиная охота≫. Жанровое своеобразие (≪монодрама≫). Роль ретроспекции в
композиции пьесы. Смысл названия. Роль символических деталей. Женские характеры и
проблема авторского идеала. Развитие художественных открытий А. Вампилова в
психологической драматургии ≪новой волны≫ (1970—1980-е годы). Сочетание
углубленности в бытовые, ≪черные≫ подробности с надбытовой, символистской интонацией
в творчестве Л. С. Петрушевской (≪Уроки музыки≫, ≪Три девушки в голубом≫,
≪Московский хор≫). Оживление авангардных тенденций, примет абсурдистской драмы в
постперестроечной драматургии. Приемы гротеска, фантастики, сна, выстраивание модели
мира как сумасшедшего дома, фантасмагорической ≪реальности≫, населенной людьмифантомами, химерами, ≪придурками≫, оборотнями, уродами. Типологические черты
абсурдистской драмы в пьесах этого ряда: герой— человек отчужденный, отчужденный язык,
монтажность композиции, отсутствие причинно-следственных связей и т. д. (≪Вальпургиева
ночь, или Шаги командора≫ В. Ерофеева, ≪Трибунал≫ В. Войновича и др.). Драматургия Н.
Коляды (≪Полонез Огинского≫ и др. пьесы).
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
19
Влияние на развитие современного литературного процесса новой культурной
ситуации с ее критериями правды и высокого искусства. Роль классики в изучении
российскими писателями отечественной родословной многих современных проблем. Новое
осмысление истории в произведениях А. Солженицына, В. Астафьева, Г. Владимова, В.
Дудинцева, Б. Можаева и др. Развитие неореалистической прозы В. Маканина, Л.
Петрушевской, Т. Толстой. Усиление постмодернистских тенденций в литературе:
≪Москва—Петушки≫ Вен. Ерофеева, ≪Школа для дураков≫ Саши Соколова,
≪Пушкинский дом≫ А. Битова, рассказы Ю. Мамлеева и В. Сорокина; поэзия Т. Кибирова и
др. Неореализм в творчестве А. Варламова, З. Прилепина и др.; ≪магический реализм≫ Ю.
Полякова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности литературного процесса конца ХХ—начала XXI века.
Новые условия бытования литературы. Дифференциация читательской аудитории.
Обострение контроверзы серьезной и развлекательной литературы. Литература и видео.
Поэзия и эстрадная музыка. Влияние новых информационных технологий на культуру.
Основные тенденции и перспективы развития литературы на рубеже тысячелетий. Русская
литература XX века и мировой литературный процесс.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс___класс
№
Количество
Раздел, тема урока
урока
часов
1
2
3
4-11
12-13
14-19
20-33
34-36
37-39
40
41-43
44-49
50
51-59
60
61-69
Литература второй половины XIX века
Вводные уроки
Беседы о русской литературе
А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской
драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»
Драма Островского «Гроза»
И. А. Гончаров
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в
трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и
нравственная проблематика
ИА Гончаров «Обломов»
И.С. Тургенев.
ФИ Тютчев
АИ Фет
НА Некрасов
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в
городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических
переживаний страдающего поэта
НА Некрасов. Лирика
НА Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
М. Е. Салтыков-Щедрин
М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и
поэтичность сказок Салтыкова-Щедрина
Обзор романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»:
Ф. М. Достоевский,
Достоевский Ф. жизнь и судьба. этапы творческого пути. Идейные и
эстетические взгляды
Роман Достоевского «Преступление и наказание».
20
11
1
1
1
8
8
2
6
14
3
3
10
1
3
6
10
1
9
10
1
9
Л. Н. Толстой
70 Л. Толстой. Жизнь и творчество. Мировоззрение писателя
71-85 Роман «Война и мир» - роман-эпопея
А. П. Чехов
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90
86
годов. «Человек в футляре»
Проблематика и поэтика рассказов 90-х гг. «Дом с мезонином»,
87
«Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики»,
88-89 Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
90 Особенности драматургии А.П. Чехова
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.
91-92
Разрушение дворянского гнезда
93-94 Свобода творчества в Рассказе Чехова «Чёрный монах»
95 Тест по творчеству Чехова
Итоговые уроки
96 Нравственные уроки русской литературы 19 века
97 Итоговый тест
98 Итоговое сочинение
99-102 Резервные уроки
всего
11класскласс
№ п/п
1
2-5
6-8
9-10
11-19
20-29
30-34
35-40
41-44
45-47
48-49
50-54
55-63
64-67
68-77
78-79
80-81
82
83
84
Тема
Русская литература конца XIX — начала XX
Поэзия Серебряного века
А. И. Куприн
И.А. Бунин
Л.Н. Андреев
М. Горький
А.А. Блок
С.А. Есенин
В.В. Маяковский
Литература ХХ-х годов
А.А. Ахматова
М.И. Цветаева
Е.И. Замятин
Б. Л. Пастернак
М.А. Булгаков
А.П. Платонов
М.А. Шолохов
Лагерная проза
Обзор творчества АИ Солженицына. «Матренин двор»
Обзор творчества В. Шаламова. «Колымские рассказы»
А. Т. Твардовский
Национальный характер. Поэма «Василий Теркин»
А. Т. Твардовский. Лирика
Военная проза
Произведения на выбор. Обзор. (Быков, Богомолов, Распутин,
Бакланов, Астафьев)
21
16
1
15
10
1
1
2
1
2
2
1
7
1
1
1
4
102
Количество
часов
1
4
3
2
9
7
5
6
4
3
2
5
9
4
10
2
2
1
1
1
85
86-87
88-89
90-91
92-93
94-95
96-97
98-99
100101
102
Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике
военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.)
Городская и деревенская проза
Человек и природа в деревенской прозе (Ф.Абрамов,
В.Распутин, В.Шукшин, В.Белов и др.)
Обзор городской прозы ( А.Битов, С.Довлатов,
Л.Петрушевская, Ю.Трифонов, Б.и А.Стругацкие и др. )
Поэзия второй половины ХХ века
Есенинские традиции в лирике Николая Рубцова
Своеобразие поэтического мышления в лирике Иосифа
Бродского
Драматургия второй половины ХХ века
А. В. Вампилов Жизнь и творчество (обзор).Пьеса «Утиная
охота» Проблематика, основной конфликт и система образов в
пьесе
Обзор драматургии второй половины ХХ века. ( В.Розов,
М.Шатров, и др. )
Новейшая литература
Основные тенденции современного литературного процесса.
Постмодернизм
Зарубежная литература ХХ века
1
Итоги литературного просвещения: творческая работа
1
22
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
2
2
2
2
2
2
2
2