1 Содержание II. Общие положения I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО II. Содержательный раздел 2.1. Рабочие программы учебных предметов 2.2. Программу коррекционной работы 2.3. Программа формирования универсальных учебных действий 2.4. Рабочая программа воспитания 2.5. Программа сотрудничества с семьей обучающегося III. Организационный раздел 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Календарный план воспитательной работы 3.4. План внеурочной деятельности 2 3 6 6 8 14 16 16 16 17 21 22 23 23 23 23 23 Общие положения Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) (далее - АООП НОО для обучающихся с НОДА) предназначена для обучающихся с НОДА и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. АООП НОО для обучающихся с НОДА определяет единые для к базовому объему и содержанию образования обучающихся с НОДА, получающих начальное общее образование, планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития данной группы обучающихся. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема АООП НОО. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1-4 классы). Срок освоения ООП НОО для детей с НОДА может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598); - Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 года № 1023; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. Структура АООП НОО для обучающихся с НОДА включает: 1. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ. 2. Содержательный раздел включает: - рабочие программы учебных предметов; - программу коррекционной работы; - рабочую программу воспитания; - программу сотрудничества с семьей обучающегося; - программу формирования универсальных учебных действий. 3. Организационный раздел включает: - учебный план; - календарный учебный график; - календарный план воспитательной работы; 3 - план внеурочной деятельности. Принципы и подходы к формированию АООП НОО для обучающихся с НОДА: - принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников)1; - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР; - принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности; - принцип сотрудничества с семьей. В основу реализации АООП НОО заложены следующие подходы: Дифференцированный подход к реализации АООП НОО предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования (успешное усвоение системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне образования, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности). 4 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: - формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; - становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; - создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся; - обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; - выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; - участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с НОДА. Обучающийся с НОДА получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое 5 лечение); психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая коррекция эмоциональных нарушений; психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений; коррекция нарушений речи; коррекция нарушений чтения и письма. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения. В структуру АООП НОО включена программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с НОДА с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей психофизического развития обучающихся с НОДА на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА. Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородная по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития, которые отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА. В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ОВЗ, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; - особая пространственная и временная организация образовательной среды; - максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА, относятся: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в 6 Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; - использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды. Для обучающихся обучение проходит при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. 1.2. Планируемые результаты освоения АОП НОО для обучающихся с НОДА Личностные результаты освоения АООП НОО: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения АООП НОО: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7 - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; - соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения АООП НОО: Филология Русский язык: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 8 - умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; - формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; - успешности обучения по всем учебным предметам; - формирование потребности в систематическом чтении; - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Иностранный язык: - приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; - освоение правил речевого и неречевого поведения; - освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; - сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Математика и информатика: - использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; - овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; - приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; - приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Обществознание и естествознание (Окружающий мир): 9 - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Основы религиозных культур и светской этики: - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - осознание ценности человеческой жизни. Искусство Изобразительное искусство: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; - понимание красоты как ценности; - потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Музыка: - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. 10 Технология: - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; - мире профессий и важности правильного выбора профессии; - усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; - приобретение навыков самообслуживания; - овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; - усвоение правил техники безопасности; - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; - приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; - приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Физическая культура Требования к результатам освоения учебного предмета «Адаптивная физическая культура (АФК)», определяются особенностями двигательного развития детей и медицинскими рекомендациями, достижения обучающихся оцениваются индивидуально. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: - умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; - умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы); - умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде; - понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно; - умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений; - умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей), и объяснять педагогическому работнику (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения; - прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту; - представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни; сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности; - представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс обучающегося в этом направлении); - стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 11 Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов»: - развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность; - умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений; - увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности; - умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия; - умение планировать свою деятельность по времени и содержанию; - умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы; - умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: - смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность; - модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося, способов реагирования на отношение к нему окружающих; - умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими; - практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: - уменьшение ореола исключительности психологических проблем; - умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели; - умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение получать и уточнять информацию от собеседника. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: - умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; - формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом; - нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации; - формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи; - автоматизация поставленных звуков; - умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: - умение чтения разных слогов; - умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки; 12 - умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости; - умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; - умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов; - умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне; - умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. 1.3. Система оценки достижения обучающимися с НОДА АООП НОО планируемых результатов освоения Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО решает следующие задачи: - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; - ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; - предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; - позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с НОДА. Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: - дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; 13 - динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; - единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Задача экспертной группы для осуществления оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях инклюзии: - адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; - владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его социальным рисунком); - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Результаты анализа изменений в повседневном поведении обучающегося представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц (0-3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции обучающегося в условиях инклюзии. 14 II. Содержательный раздел 2.1. Рабочие программы учебных предметов Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО и представлены в Приложении №1 к ООП НОО МАОУ «Школа № 8» (разработанной на основе ФОП НОО) Содержание образования на уровне начального общего образования представлено в Рабочих программах учебных предметов. По таким учебным предметам как «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный (английский) язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура». 2.2. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения, обучающегося с НОДА. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Цель: создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Реализация программы коррекционной работы осуществляются в рамках внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований). Программа коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с НОДА включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: 1. Мониторинг условий для удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения обучающихся с НОДА. 2. Перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию и (или) инклюзию и освоение АООП НОО. Программа коррекционной работы предусматривает: - предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка; - коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами; - формирование у обучающихся с НОДА механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению и освоение ассистивных средств компенсации; - формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся усваивать общеобразовательные предметы. Комплексная программа коррекционной работы предусматривает медицинское воздействие (коррекцию двигательных нарушений), специальную психологопедагогическую, в том числе логопедическую работу, а также психологическое сопровождение. Программа коррекционной работы обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей детей с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с НОДА с учетом особенностей психофизического развития 15 и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР); - возможность освоения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата АООП и их адаптации к условиям образовательного учреждения. Для детей с НОДА в коррекционной части общеобразовательной программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений: - преимущественно двигательных; - преимущественно речевых; - сочетание двигательных и речевых, недостатков общего психического развития. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории строится дифференцированно. В цикл коррекционных занятий включаются: - логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия); - индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций; В дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от особенностей структуры речевого и двигательного развития каждого обучающегося. 2.3. Программа формирования универсальных учебных действий Описание взаимосвязи универсальных учебных действий (далее - УУД) с содержанием учебных предметов. Цель развития обучающихся на уровне НОО реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем: - предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД; - развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в т.ч. в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса); - под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: - универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в т.ч. представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов; - построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов. Во ФГОС НОО выделены 3 группы УУД как наиболее значимых феноменов психического развития обучающихся вообще и младшего школьника в частности: познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. Характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД 16 Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебнопознавательной деятельности. К ним относятся: - методы познания окружающего мира, в т.ч. представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и др.); - логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация); - работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в т.ч. графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране). Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности младшего школьника к самообразованию и саморазвитию. Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности младшего школьника к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в т.ч. представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой. Коммуникативные УУД целесообразно формировать в цифровой образовательной среде класса, школы. В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих: - смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними; - успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в т.ч. в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия; - успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа - описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление); - результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в т.ч. в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. Регулятивные УУД есть совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств субъекта учебной деятельности (в начальной школе их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне). В соответствии с ФГОС НОО выделяются шесть групп операций: - принимать и удерживать учебную задачу; - планировать её решение; - контролировать полученный результат деятельности; - контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу; - предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи; - корректировать при необходимости процесс деятельности. Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной/ совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в т.ч. в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. В рабочих программах требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел. Это сделано для осознания учителем того, 17 что способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность: - знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в т.ч. в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия; - волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда и др.). Механизмом конструирования образовательного процесса являются следующие методические позиции. 1. Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и устанавливает те содержательные линии, которые в особой мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных курсов для формирования качества универсальности на данном предметном содержании. На втором этапе подключаются другие предметы, педагогический работник предлагает задания, требующие применения учебного действия или операций на разном предметном содержании. Третий этап характеризуется устойчивостью универсального действия, т.е. использования его независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться обобщённое видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия сформировалась. 2. Используются виды деятельности, которые в особой мере провоцируют применение УУД: поисковая (в т.ч. с использованием информационного ресурса Интернета), исследовательская, творческая деятельность (в т.ч. с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов). Это побудит педагога отказаться от репродуктивного типа организации обучения, при котором главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде. В этом случае единственная задача обучающегося - запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении учебной задачи. В таких условиях изучения предметов УУД, требующие мыслительных операций, актуальных коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не являются востребованными, так как использование готового образца опирается только на восприятие и память. Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность младшего школьника к диалогу, обсуждению проблем, разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность может осуществляться с использованием информационных банков, содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в т.ч. в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия. Например, для формирования наблюдения как метода познания разных объектов действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в естественных природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного (виртуального) представления разных объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную действительность, которую невозможно представить ученику в условиях образовательной организации (объекты природы, художественные визуализации, технологические процессы и пр.). Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста, на которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в т.ч. с представленным на экране виртуальным собеседником, дают возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства, формулировать обобщения практически на любом предметном содержании. 18 Если эта работа проводится учителями систематически на уроках по всем предметами во внеурочной деятельности, то УУД формируются успешно и быстро. 3. Педагогические работники применяют систему заданий, формирующих операциональный состав учебного действия. Цель таких заданий - создание алгоритма решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия. Сначала эта работа проходит коллективно, вместе с учителем, когда все вместе выстраивают пошаговые операции, постепенно дети учатся выполнять их самостоятельно. При этом очень важно соблюдать последовательность этапов формирования алгоритма: - построение последовательности шагов на конкретном предметном содержании; - проговаривание их во внешней речи; постепенный переход на новый уровень построение - способа действий на любом предметном содержании и с подключением внутренней речи. При этом изменяется и процесс контроля: - от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным аналитическим оценкам; - выполняющий задание осваивает два вида контроля - результата и процесса деятельности; - развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные трудности и ошибки. При этом возможно реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок обучающегося и с соответствующей методической поддержкой исправления самим обучающимся своих ошибок. Как показывают психолого-педагогические исследования, а также опыт педагогической работы, такая технология обучения в рамках совместно распределительной деятельности (термин Д.Б. Эльконина) развивает способность детей работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях. С этой точки зрения педагогический работник сам должен хорошо знать, какие учебные операции наполняют то или иное учебное действие. Сравнение как универсальное учебное действие состоит из следующих операций: - нахождение различий сравниваемых предметов (объектов, явлений); - определение их сходства, тождества, похожести; - определение индивидуальности, специфических черт объекта. Для повышения мотивации обучения можно предложить обучающемуся новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов, явлений) - выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов (объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести с другими. Классификация как универсальное учебное действие включает: - анализ свойств объектов, которые подлежат классификации; - сравнение выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства; - выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов; - разбиение объектов на группы (типы) по общему главному (существенному) признаку. Обучающемуся можно предложить (в условиях экранного представления моделей объектов) гораздо большее их количество, нежели в реальных условиях, для анализа свойств объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения педагогом итогов работы. 19 Обобщение как универсальное учебное действие включает следующие операции: - сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков; - анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных) существенных признаков (свойств); - игнорирование индивидуальных и/ или особенных свойств каждого предмета; - сокращённая сжатая формулировка общего главного существенного признака всех анализируемых предметов. Обучающемуся можно предложить (в условиях экранного представления моделей объектов, явлений) гораздо большее их количество, нежели в реальных условиях, для сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих признаков. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в электрон ном формате для рассмотрения учителем итогов работы. Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения одинаковых способов действий на различном предметном содержании, формирует у обучающихся чёткое представление об их универсальных свойствах, т.е. возможность обобщённой характеристики сущности универсального действия. Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования. Полученные результаты не подлежат балльной оценке, так как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности. В задачу педагогического работника входит проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся трудности. В рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных достижений обучения представлено в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом классе каждого учебного предмета представлен возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего образования. В 1 и 2 классах определён пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго года обучения появляются признаки универсальности. Во всех рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в разделе «Планируемые результаты обучения». Познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. 2.4. Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания единая для всей Школы, утверждается приказом директора на каждый учебный год, соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ «Школа № 8». Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся с ОВЗ к российским традиционным духовным ценностям, 20 включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. 2.5. Программа сотрудничества с семьей обучающегося Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого обучающегося и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей обучающегося-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий: Задачи Мероприятия Психологическая поддержка - тренинги; семьи - психо-коррекционные занятия; - встречи родительского клуба; - индивидуальные консультации с психологом; Повышение - индивидуальные консультации родителей (законных осведомленности родителей представителей) со специалистами; (законных представителей) - тематические семинары; об особенностях развития и специфических образовательных потребностях обучающегося обеспечение участия семьи в - договор о сотрудничестве между родителями разработке и реализации (законными представителями) и образовательной СИПР организацией; - убеждение родителей (законных представителей) в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах обучающегося; - посещение родителями (законными представителями) уроков (занятий); - домашнее визитирование; обеспечение единства - договор о сотрудничестве между родителями требований к обучающемуся (законными представителями) и образовательной в семье и в Школе организацией; - консультирование; - посещение родителями (законными представителями) уроков (занятий) в организации; - домашнее визитирование; организация регулярного - ведение дневника наблюдений (краткие записи); обмена информацией о - информирование электронными средствами; ребенке, о ходе реализации - личные встречи, беседы; СИПР и результатах ее - просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; освоения - проведение открытых уроков (занятий) организацию участия - привлечение родителей (законных представителей) к родителей (законных планированию мероприятий; представителей) во - анонсы запланированных внеурочных мероприятий; внеурочных мероприятиях поощрение активных родителей (законных представителей). 21 III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план единый для всей Школы, утверждается приказом директора на каждый учебный год, соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ «Школа № 8», является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе. Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и санитарноэпидемиологическими требованиями. Учебным планом определен перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования. 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график единый для всей Школы, утверждается приказом директора на каждый учебный год, соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ «Школа № 8». Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. 3.3. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы единый для всей Школы, утверждается приказом директора на каждый учебный год, соответствует данному разделу ООП НОО МАОУ «Школа № 8». Календарный план воспитательной работы реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Все мероприятия проводятся с учетом особенностей, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся. 3.4. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности единый для всей Школы, утверждается приказом директора Школы на каждый учебный год, сформирован с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся. Участникам образовательных отношений предоставлено право выбора направления и содержания учебных курсов. Основные задачи: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы общего образования; - развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 22 - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - формирование культуры поведения в информационной среде. Формы организации внеурочной деятельности подчиняются следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. К участию во внеурочной деятельности привлекаются учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. 23 24