1 Пояснительная записка Учебный план Муниципального автономного общеобразовательное учреждения Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее по тексту - учебный план) составлен в соответствии: - с пунктом 10.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541); - с учетом Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850); - на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026); - с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципального автономного общеобразовательное учреждения Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 8» языком обучения является русский язык. Сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 9 лет. Обучение по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется с учетом: - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). Система оценивания Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. 2 Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний. Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: - по способу предъявления (устные, письменные, практические); - по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками: - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; - «хорошо» - от 51% до 65% заданий; - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации Освоение адаптированной основной образовательной программы (УО), в том числе, отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном МАОУ «Школа № 8». Промежуточная аттестация проводится: - для обучающихся переводных классов в форме годовых контрольных работ по математике, по русскому языку годовая контрольная работа в форме диктанта, в форме годового тестирования по предметам учебного плана. Ежегодно решением педсовета общеобразовательного учреждения определяется и утверждается приказом руководителя ОУ группа классов и перечень учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию в переводных классах; устанавливаются форма, порядок и сроки ее проведения. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания. Сроки промежуточной аттестации: Промежуточная аттестация проводится в сроки, определяемые приказами руководителя ОУ. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания: а) оценивание обучающихся осуществляется в 5-8-х классах за каждый триместр и год по учебным предметам, количество учебных часов которых составляет 2 и более часа в неделю в виде отметок по пятибалльной шкале. 3 б) в 5-8-х классах один раз в полугодие, если количество учебных часов в УП составляет 1 час и менее в неделю; в) учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях. Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме: а) практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, направленных на выявление базового уровня знаний и умений, соответствующих программным требованиям; б) практической экзаменационной работы и собеседования, учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями интеллекта. Собеседование проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы; в) представление творческого проекта (или реферата) и собеседование по нему. Тема творческого проекта (реферата) определяется в период подготовки к экзамену совместно с учителем трудового обучения. Творческий проект (реферат) включает в себя краткое описание изделия и материалов, исторические данные о происхождении и использовании, технологию изготовления, перечень инструментов и приспособлений, используемых для изготовления, экономический расчет стоимости изделия, применение в жизни. В тексте проекта (реферата) могут содержаться рисунки, чертежи, графики, другой иллюстративный материал, необходимый для раскрытия темы. Процедура защиты творческого проекта (реферата) представляет собой выступление обучающегося (не более 30 минут), ответы на вопросы членов аттестационной комиссии. Календарный учебный график Сроки каникул в течение учебного года: - продолжительность осенних каникул – с 28 октября 2023 года по 05 ноября 2023 года (9 календарных дней); - продолжительность зимних каникул – с 30 декабря 2023 года по 08 января 2024 года (10 календарных дней); - продолжительность весенних каникул – с 23 марта 2024 года по 31 марта 2024 года (9 календарных дней); - дополнительные каникулы для учащихся 1 классов: с 10 февраля 2024 года по 18 февраля 2024 года (9 календарных дней). Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет: 1-е классы - 33 недели, 2 - 9 классы – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы с 10.02.2024г. по 18.02.2024г. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 –х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). 4 Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов - 4 урока и один день в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один день в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков; - для обучающихся 8-9 классов – не более 8 уроков. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий, дополнительных занятий, внеурочной деятельности, между которыми устраивается перерыв продолжительностью не менее 40 минут. Дополнительные занятия и внеурочная деятельность планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Учебный план Недельный учебный план для обучающихся I-IV классов. Предметные Класс Количество часов Всего области Учебные предметы I II III IV Обязательная часть Язык и речевая Русский язык 3 3 3 3 12 практика Чтение 3 4 4 4 15 Речевая практика 2 2 2 2 8 Математика Математика 3 4 4 4 15 Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 Искусство Музыка 2 1 1 1 5 Рисование (изобразительное 1 1 1 1 4 искусство) Физическая Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 12 культура Технология Ручной труд 2 1 1 1 5 Итого 21 20 20 20 81 Часть, формируемая участниками образовательных 3 3 3 9 отношений: Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5- 21 23 23 23 90 дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные 6 6 6 6 24 занятия и ритмика): логопедические занятия 3 3 3 3 12 ритмика 1 1 1 1 4 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 8 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 16 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II-IV классах). Недельный учебный план для обучающихся I доп., I-IV классов. Предметные Класс Количество часов области Учебные предметы I доп. I II III Обязательная часть Язык и речевая Русский язык 2 3 3 3 практика Чтение 2 3 4 4 5 Всего IV 3 4 14 17 Речевая практика 3 2 2 2 2 11 Математика Математика 3 3 4 4 4 18 Естествознание Мир природы и человека 2 2 1 1 1 7 Искусство Музыка 2 2 1 1 1 7 Рисование (изобразительное 2 1 1 1 1 6 искусство) Физическая Адаптивная физическая 3 3 3 3 3 15 культура культура Технология Ручной труд 2 2 1 1 1 7 Итого 21 21 20 20 20 102 Часть, формируемая участниками 3 3 3 9 образовательных отношений: Максимально допустимая годовая нагрузка (при 21 21 23 23 23 111 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6 6 6 6 6 30 (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия 3 3 3 3 3 15 ритмика 1 1 1 1 1 5 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели во II-IV классах). Недельный учебный план для обучающихся V-IX классов. Предметные Класс Количество часов области Учебные предметы V VI VII VIII Обязательная часть Язык и речевая Русский язык 4 4 4 4 практика Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 Математика Математика 4 4 3 3 Информатика 1 1 Естествознание Природоведение 2 2 Биология 2 2 Человек и География 2 2 2 общество Основы социальной жизни 2 2 2 2 Мир истории 2 История Отечества 2 2 Искусство Музыка 1 Рисование (изобразительное 2 искусство) Физическая Адаптивная физическая 2 2 2 2 культура культура Технология Профильный труд 6 6 7 7 Итого 27 28 28 28 Часть, формируемая участниками 2 2 1 1 образовательных отношений: Максимально допустимая годовая нагрузка (при 29 30 30 30 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6 6 6 6 6 Всего IX 4 4 3 1 2 2 2 2 - 20 20 17 3 4 6 8 10 2 6 1 2 2 10 7 28 1 139 7 30 149 6 30 (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). Недельный учебный план для обучающихся X-XII классов. Предметные Классы Количество часов области Учебные предметы X XI XII Язык и речевая Русский язык 1 1 1 практика Литературное чтение 2 2 2 Математика Математика 1 1 1 Информатика 1 1 1 Человек и Основы социальной жизни 2 2 2 общество Этика 1 1 2 Обществоведение 1 1 1 Физическая Адаптивная физическая 3 3 3 культура культура Технология Профильный труд 15 15 15 Итого 27 27 28 Часть, формируемая участниками образовательных 3 3 2 отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 30 30 30 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6 6 6 (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность 4 4 4 Всего 3 6 3 3 6 4 3 9 45 82 8 90 18 12 Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). 7